Марина Дмитриева
Дифференциация звуков и букв [С] и [Ш] изолированно, в слогах и словах для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать
Конспект логопедического занятия на тему:
"Дифференциация звуков и букв С и Ш изолированно, в слогах и словах"
для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв С и Ш изолированно, в слогах и словах"
Публикация «Дифференциация звуков и букв [С] и [Ш] изолированно, в слогах и словах для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Цель: учить дифференцировать звуки и буквы [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах.
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
- уточнить артикуляцию звуков [с] – [ш], совершенствовать умение различать звуки и буквы [с] – [ш] изолированно, в слогах, словах; закреплять умение правильного произношения их в речи, давать им характеристику; совершенствовать умение соотносить звук и букву.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух, подвижность артикуляционного аппарата, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память.
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля.
Оборудование:
-предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах, магнитофон, карточки, су-джоки, мишень для снежков, тетради, карандаши, ручки, картинки с буквами с, ш; «волшебные коробочки» с палочками, слоговая таблица, аудиозапись слов на звуки с, ш; красные шарики, смайлики.
Ход занятия:
Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).
Добрый день, мои друзья,
Рада видеть всех Вас я
На меня все посмотрите
И улыбку подарите,
На друг друга посмотрите
И улыбку подарите
На гостей все посмотрите
И улыбку подарите.
- Сейчас давайте разбудим наш ротик и выполним артикуляционную гимнастику.
Погулять язык собрался,
Он умылся, причесался,
На прохожих оглянулся
В право, в лево повернулся.
Вниз упал, наверх полез
Раз, и в ротике исчез.
Основная часть.
1. Сообщение темы.
-Сегодня к нам на занятие пришли смешные человечки Соник и Шумик. Они пришли не с пустыми руками, а с сумочкой заданий для вас.
2. Выделение первого звука в словах.
-Слушайте первое задание. Соник любит салат, суп, сахар, соль, а Шумик любит шуметь, шелестеть, шутить, шалить.
-Как вы думаете, какие звуки принесли нам Соник и Шумик.
-Сегодня мы поучимся различать звуки и буквы [с] и [ш] в слогах, словах.
3. Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [с], [ш].
-Звуки [с] и [ш] какие они?
[с] - согласный, твёрдый, глухой.
[ш] - согласный, твёрдый, глухой.
- Давайте скажем в чем сходство звуков [с] и [ш]? (согласные, глухие, твердые).
– А в чем же различие? (по-разному произносятся).
4. Дифференциация звуков, развитие фонематического слуха и пальчиковая гимнастика.
- Соник и Шумик любят играть в мяч. Сегодня они принесли вам маленькие мячики су-джоки и предлагают поиграть.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- Кладем мяч в руку и поднимаем ее вверх, если вы услышите звук [ш], она на столе, если услышите звук [с].
5. Дифференциация звуков в слогах.
-Соник и Шумик любят играть в снежки. Давайте поиграем в с вами в воображаемые снежки. Нужно попасть в цель, и при этом произносить слоги.
са — ша – са
со — шо- шо
су — шу — су
ши — сы — ши
ес — еш — ес
6. Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах.
- Наши человечки приготовили вам карточки. Давайте назовем каждое слово. Вам необходимо обвести все картинки, в названиях, которых есть звук [с]- синим карандашом, а картинки, в названиях которых есть звук [ш] – зеленым.
Дети выполняют задание. Затем дети меняются карточками и проверяют задание у соседа, а потом сверяют с образцом.
- Придумайте слова, в названиях которых есть звук [c], затем [ш]. Сравним со словами, которые произнесли дети из другого детского сада (аудиозапись).
7. Физкультминутка.
Раз, два – все вставайте.
Три, четыре – приседайте.
Пять, шесть – повернитесь.
Семь, восемь – улыбнитесь.
Девять, десять –не зевайте
Свое место занимайте.
Выполнение гимнастики под музыку Железновой «Головой мы покиваем…»
8. Связь буквы и звука.
-Звуки в буквы превращаем, звукам платья надеваем.
-Какие буквы получились? Буквы с и ш.
-На что похожа буква с? (на кусочек сыра, на месяц)
-Расскажите стихотворение на букву с.
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.
- Расскажите стихотворение на букву ш. На что она похожа? (на вилку, на расческу)
Не хватай ее руками!
- Нахождение сходства и различия в написании букв с и ш.
– Давайте выложим из «волшебных палочек» сначала букву с, затем букву ш.
9. Работа со слоговой таблицей.
- Соник и Шумик не умеют читать слоги, помогите им.
- Есть ряды: верхний, средний, нижний; есть стороны: левая, правая.
ша шу со
ши сы си
аш сэ ош
- Какой слог стоит в верхнем левом ряду? (ша)
- Какая первая буква в этом слоге? (ш)
- Какой слог стоит в нижнем правом ряду? (ош)
- Какая первая буква в этом слоге? (о)
- Прочитать последовательно столбики.
10. Игровое упражнение «Зашифровщики».
- Соник и Шумик предлагают посмотреть на картинку (4, подумать, какой звук есть в названии картинки ([с], [ш]) и напечатать букву в тетради. Затем проверить шифровку и вспомнить слова, которые шифровали.
11. Итог занятия.
-Мы выполнили много заданий Соника и Шумика.
-Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать в слогах, словах?
- Что вам понравилось на занятии?
Соник и Шумик принесли вам красные шарики в подарок.
У вас на столах смайлики, покажите какое настроение у вас было на занятии.