Делкова Ирина
Дидактическое пособие «Река времени» как игровой прием развития познавательного интереса детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги,представляю Вам - дидактическое пособие «Река времени», появившееся благодаря одноименной, незаслуженно забытой технологии - «Путешествие по «реке времени», автор Короткова Надежда Александровна. Она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Дидактическое пособие „Река времени“ как игровой прием развития познавательного интереса детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Технология «Путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности.
Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180). Первое путешествие по реке времени я проводила на обоях. С детьми мы знакомились с историей появления военной формы. Недостатком пособия в таком виде стало то, что его можно использовать только один раз. Картинки были наклеены, и дальнейшее использование данного пособия было не возможным. Мне захотелось сделать пособие «Река Времени» более прочным и многоразовым, для многократного и широкого применения в работе с детьми.
Для выполнения пособия мне понадобились :
- коробочный картон;
- Пакет для мусора синего цвета;
- Пластиковые ёмкости от печенья (в качестве кармашек);
- Винные пробки (для подвешивания картинок);
- Крышки от консервных банок
- Клеевой пистолет
- Клей карандаш
- Ножницы
- Канцелярский нож
В результате моей работы дидактическое пособие «река Времени» выглядит так. Основой послужил коробочный картон, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река, выполненная из синего пакета для мусора. Для размещения картинок, на пособии имеются кармашки (выполненные из ёмкостей от печенья, так же картинки можно располагать на магнитых островках (железные крышки от консервов) и прикреплять к пробкам с помощью кнопок.
Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее. На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации — «метки» каждой остановки во времени. Такими символами на моём дидактическом пособии стали образы людей. Ориентиром перехода от одной остановки к другой служит фигурка пароходик.
Занятие – путешествие по «Реке времени» строится по примерному алгоритму проведения:
• Обсуждение реального или вымышленного события
• Постановка цели исследования (узнать)
• Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
• Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
• Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
• Вывешивание таблицы на стене группового помещения
• Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Такие путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться старинными предметами).
Принцип работы с дидактическим пособием «Река времени» перекликается с методом «Системный оператор» в ТРИЗ – технологии и позволяет не только получить системные, последовательные знания, но активизировать творческое мышление на этапе «Будущее».
Работа с дидактическим пособием «река времени» позволяет использовать широкий круг методов:
1. Словесные методы:
• рассказ, беседа, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядные методы: рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций;
• схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы;
• видеофильмы и диафильмы;
• изготовление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практические методы:
• экспериментирование, опыты,
• изготовление поделок,
• знакомство со способами действия.
4. Игровые методы :
• дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры,
• игры на развитие умственной компетенции.
Я рекомендую педагогам использовать в своей работе с детьми пособие «Река времени», так как оно имеет следующие достоинства:
1. Происходит формирование познавательной активности в процессе различных видов деятельности.
2. Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
3. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения
4. Стимулирует развитие речи.
5. Развиваются творческие способности, формируются трудовые и коммуникативные навыки.
6. Можно использовать по разным темам.
•