Светлана Теребова
Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ
▼ Скачать + Заказать документы
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ И РТВ»
В методическом пособии представлена коллекция дидактических творческих игр, разработанных автором на основе художественно-продуктивной деятельности детей среднего и старшего возраста, с элементами ТРИЗ, в целях развития творческого воображения. Содержание творческих заданий позволяет быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать мелкую моторику рук, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать творческое воображение.
Публикация «Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
ОТ АВТОРА
В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Сразу хочется отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Его необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества. Ведь воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт. Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.
Актуальность
Никому не секрет, что у дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом, к сожалению, снижается. Поэтому идеей подагога служит желание удержать и развить этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Развитие творческих способностей и детского воображения происходит в условиях деятельности, которая в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей – это творческие дидактические игры. Такие игры, благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности, позволяют ребёнку непосредственно реализовывать задуманное, развивать воображение и фантазию, творить и видеть конечный продукт.
Нередко, мы педагоги, сталкиваемся с такой проблемой, как отсутствие или нехватка элементарных изобразительных навыков у детей, что затрудняет развитию творческого воображения и полёту их фантазии. Для решения этой проблемы, в работе с детьми необходимо использовать разные дидактические и творческие игры, игры-фантазии, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать «лёгкость», «память», «смелость» руки, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, сенсомоторные умения, речь, чувства.
Развитие творческого воображения у дошкольников
Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.
Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия и воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т. д.)
В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Родители и педагоги обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов. Вот некоторые из них:
Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читать детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривать иллюстрации в книгах. Ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д.
Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Поэтому надо рисовать все то, что дети видели, рассказывать обо всем, что пережили.
Обязательно поощрять рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсуждать вместе с ребенком задуманный сюжет, помогать, мысленно, увидеть задуманное.
Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.
Предлагать детям всевозможные конструкторы! Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.
Использовать для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.
Творческие дидактические игры, игры-забавы, развивающие упражнения для дошкольников.
Средний возраст
Игра - упражнение «Три краски»
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
Руководство: предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
«Пуги-вуги» игры и упражнения с пуговицами
Цель: развивать воображение, логическое мышление
1. Руководство: раскатать на доске для лепки слой пластилина и предложить детям выкладывать пуговки, составляя узоры или соответствовать инструктажу педагога.
2. Руководство: предложить детям «дорисовать» рисунок пуговками на заготовленных пластилиновых основах.
«Камешки на берегу»
Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Руководство: используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 5 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.
Педагог рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.
Усложнение для старшего возраста: нарисовано до10 камешек и предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.
Упражнение «Волшебные кляксы»
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
«Цветы»
Цель: упражнять детей в составлении цветов с листьями из фигур – кругов и полукругов, располагая их, относительно друг друга. Учить различию величины фигур одинаковой формы; развивать чувство симметрии и ритма. Развивать творческое воображение.
Руководство: из готовых плоскостных кругов и полукругов разных размеров и цветов дети выкладывают разнообразные цветы, используя карточку-образец.
Упражнение «Волшебная ниточка»
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Руководство: в присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.
«Что это такое?»
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
«Потеряшки»
Цель: учить детей наматывать нитку на игрушку киндер-сюрприза, пряча ее в «кокон». Развивать координацию и согласованность обеих рук.
«Веселые прищепки»
Цель: развивать мелкую моторику рук, согласованность движений рук. Развивать творческое воображение.
Руководство: детям предлагается выбрать заготовку для будущей игрушки - елочка, гусеница, цветок и т. д. Необходимо закончить образ, дополняя его прищепками /ежику – иголки из прищепок/.
«Павлин»
Цель: учить детей моделировать хвост и крылья птицы по собственному замыслу. Развивать творческое воображение, фантазию.
Руководство: из различных заготовок перьев павлиньего хвоста, изготовленных из разных фактурных материалов, предложить детям выложить на макете павлина его хвост.
Старший возраст
«Волшебные картинки»
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Руководство: детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
Упражнение «Волшебная мозаика»
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Руководство: используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
«Витражи»
Цель: учить детей витражному дизайну; закреплять цвета, оттенки, форму, ориентировку на плоскости. Развивать творческое воображение.
Руководство: на карточках, имитирующих витражные окна, дети выкладывают мозаичные узоры из разноцветных пластиковых стеклышек, цветных камушков, фольги.
«Цветы»
Цель: упражнять детей в составлении цветов с листьями из фигур – кругов и полукругов, располагая их, относительно друг друга; учить различию величины фигур одинаковой формы; развивать чувство симметрии и ритма. Развивать творческое воображение.
Руководство: из готовых плоскостных кругов и полукругов разных размеров и цветов дети выкладывают разнообразные цветочные букеты не опираясь на образец.
«Юный модельер»
Цель: учить детей моделировать комплекты одежды, сочетая их по признакам: цвет, вид ткани, сезонность. Развивать творческое воображение, фантазию.
Руководство: используя готовую заготовку девочки-модели дети подбирают для нее наряд в виде лоскутков ткани, накладывая ее под трафареты.
«Сказочное животное /растение/»
Цель: развитие творческого воображения.
Руководство: предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных /растений/.
«Волшебники»
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Руководство: без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
«Неоконченный рисунок»
Цель: развитие творческого воображения.
Руководство: детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
«Спиральки - пружинки»
Цель: учить концентрировать внимание, развивать координацию и согласованность движений рук. Развивать воображение.
Руководство: на заготовленных тренажерах-спиральках, дети создают узор из нити, наматывая ее в произвольной или заданной траектории, имитируя способ изготовления поделок в технике ганутель.
«Солнышко»
Цель: учить детей плести несложные узлы в технике макраме; развивать мелкую моторику рук. Развивать творческое воображение и способности.
Руководство: на готовой модели солнышка, с прикрепленными на него лучиками из бельевой веревки, дети завязывают произвольные узелки. В последствии завязывают узлы в технике макраме, создавая из низ узоры.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Павлин»
Игра «Солнышко» Игра «Веселые прищепки»
Игра «Юный модельер»
Игра «Цветы» Игра «Спиральки-Пружинки»
Игра «Витражи» Игра «Красивое платье»
Игра «Потеряшки» Игра «Пуги-Вуги»
Список использованной литературы
1. Гин С. И Знанятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008 г. - 112 стр.
2. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М. : Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2010. – 144с. ,8илл.
3. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ОЛМА, 2007. – 780с.