Юлия Логинова
Дидактические игры в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно – образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора, обличает выполнения задачи.
Публикация «Дидактические игры в образовательном процессе» размещена в разделах
По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:
- предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы);
- настольно-печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложение из частей целого (пазлы, разрезные картинки, а также игры типа «Трудное путешествие», «Лабиринт»; развивая логическое мышление, наглядно- печатные игры несут и важную познавательную нагрузку: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с назначением предметов быта, с техникой, сезонными явлениями природы и т. д. ;
- словесные игры включают в себя большинство народных игр («Краски», «Молчок», «Черное и белое»); сюда относятся многие игры - упражнения, воображаемые игры – путешествия, игры – загадки, игры – предположения («Что было бы, если). Сложность словесных игр в том, что они чаще всего не связаны с непосредственным восприятием предметов, явлений, а требуют определенного абстрагирования: в них дети оперируют представлениями, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции.
По мере того как функция обучения становилась принадлежностью школы, происходила дифференциация дидактической игры. Они разделились на игры, используемые в целях обучения (собственно дидактическая игра и игровые приемы на уроках, и игры, обеспечивающие внеклассную воспитательную работу и досуг школьников: здесь встречаются практически все игры, развивающих детей морально, интеллектуально, физически, эстетически.
Сюжетно – ролевые игры – занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры – драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно– конструкторские игры и игры с элементами труда.
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, и, конечно, установления доброжелательных отношений.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно – ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.
Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших дошкольников является подчинение правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.
Таким образом, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:
Особое отношение личности к окружающему миру.
Особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность.
Социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру).
Особое содержание усвоения.
Деятельность, входе которой происходит развитие психики ребенка
Социально – педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».
Игра – это сложное социально – психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
Наблюдая за самостоятельными играми детей, мы с педагогами группы выяснили, что наши дети очень любят смотреть мультфильм «Фиксики».
2 слайд
Фиксики-это маленькие человечки, которые живут в наших домах. В мультфильме показаны забавные истории о них с короткими и доходчивыми объяснениями, как работает всевозможная техника и как устроен окружающий мир. Мультфильм прославляет дружбу, взаимопомощь и работу в команде. Поэтому, исходя из запросов детей, мы решили заинтересовать их играми с фиксиками. Мы нашли несколько вариантов игр и на некоторых остановили свой выбор.
Представляем вашему вниманию эти игры
3 слайд
1 игра «Фиксинабор для развития логического мышления.
Цель: развитие логического мышления
У каждого ребенка коврик с героем-фиксиком.
4 слайд
Начиная игру, мы спрашиваем, как зовут каждого персонажа?
Первый вариант игры с геометрическими фигурами.
Предлагаем детям выбрать определённые фигуры и положить их в соответствии с инструкцией педагога.
Спрашиваем у детей, чем отличается круг от овала, квадрат от прямоугольника.
Также можно поиграть в ассоциации. Для этого назовите предметы, которые бывают круглой формы. Что в природе может быть треугольным, а что овальным и др.
5 слайд
2 вариант игры
Каждому ребёнку даё м задание выбрать нужную группу: мебель, одежда, строительные инструменты, транспорт. Со временем мы эти группы расширим.
6 слайд
2 игра «Прятки» магнитная игра-головоломка
Цель: правильно расположить все магнитные детали на игровом поле.
7 слайд
Инструкция педагога:
Фиксики любят играть в прятки. Поэтому маленькие человечки подготовили для вас много разных заданий. Отгадайте, как расположить магнитные детали так, чтобы оставить одни предметы и спрятать другие.
8 слайд
3 игра «Фиксикрокодил»
Цели: развитие творческих способностей с помощью эмоций, мимики, жестов. Развитие ассоциативного, креативного мышления. Развитие наблюдательности, внимательности, навыков способности строить логические цепочки.
Эту игру мы проводим фронтально со всеми детьми.
9 слайд
Правила этой игры : с помощью пантомимы изобразить задуманное слово.
10 слайд
4 игра «Собери фиксиков»
Цель игры : Формировать целостное восприятие, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать желание самостоятельно собирать.
Инструкция: Нужно собрать из частей фиксика.
11 слайд
5 игра пальчиковая игра «Фиксики»
12 слайд
Цели игры : развивает тактильное восприятие, моторику рук, внимание, фантазию, поможет запомнить название пальцев.
13 слайд
Правила игры : Даём инструкцию ребёнку надеть, например, на средний палец правой руки и поздороваться с соседом слева.
Эти фиксики присутствуют у нас на занятиях и помогают детям в выполнении заданий. Ребята в это очень верят и называют их помогайками.
Наблюдая за детьми, мы поняли, что игры с фиксиками стали для наших детей актуальны и интересны. И с помощью фиксиков мы можем разнообразить педагогический процесс и поддержать у детей интерес к занятиям.