Лучший педагог года

Дидактические игры в образовательном процессе

Юлия Логинова
Дидактические игры в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно – образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора, обличает выполнения задачи.

Публикация «Дидактические игры в образовательном процессе» размещена в разделах

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:

- предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы);

- настольно-печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложение из частей целого (пазлы, разрезные картинки, а также игры типа «Трудное путешествие», «Лабиринт»; развивая логическое мышление, наглядно- печатные игры несут и важную познавательную нагрузку: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с назначением предметов быта, с техникой, сезонными явлениями природы и т. д. ;

- словесные игры включают в себя большинство народных игр («Краски», «Молчок», «Черное и белое»); сюда относятся многие игры - упражнения, воображаемые игры – путешествия, игры – загадки, игры – предположения («Что было бы, если). Сложность словесных игр в том, что они чаще всего не связаны с непосредственным восприятием предметов, явлений, а требуют определенного абстрагирования: в них дети оперируют представлениями, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции.

По мере того как функция обучения становилась принадлежностью школы, происходила дифференциация дидактической игры. Они разделились на игры, используемые в целях обучения (собственно дидактическая игра и игровые приемы на уроках, и игры, обеспечивающие внеклассную воспитательную работу и досуг школьников: здесь встречаются практически все игры, развивающих детей морально, интеллектуально, физически, эстетически.

Сюжетно – ролевые игры – занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры – драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно– конструкторские игры и игры с элементами труда.

Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, и, конечно, установления доброжелательных отношений.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно – ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших дошкольников является подчинение правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.

Таким образом, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:

Особое отношение личности к окружающему миру.

Особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность.

Социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру).

Особое содержание усвоения.

Деятельность, входе которой происходит развитие психики ребенка

Социально – педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».

Игра – это сложное социально – психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

Наблюдая за самостоятельными играми детей, мы с педагогами группы выяснили, что наши дети очень любят смотреть мультфильм «Фиксики».

2 слайд

Фиксики-это маленькие человечки, которые живут в наших домах. В мультфильме показаны забавные истории о них с короткими и доходчивыми объяснениями, как работает всевозможная техника и как устроен окружающий мир. Мультфильм прославляет дружбу, взаимопомощь и работу в команде. Поэтому, исходя из запросов детей, мы решили заинтересовать их играми с фиксиками. Мы нашли несколько вариантов игр и на некоторых остановили свой выбор.

Представляем вашему вниманию эти игры

3 слайд

1 игра «Фиксинабор для развития логического мышления.

Цель: развитие логического мышления

У каждого ребенка коврик с героем-фиксиком.

4 слайд

Начиная игру, мы спрашиваем, как зовут каждого персонажа?

Первый вариант игры с геометрическими фигурами.

Предлагаем детям выбрать определённые фигуры и положить их в соответствии с инструкцией педагога.

Спрашиваем у детей, чем отличается круг от овала, квадрат от прямоугольника.

Также можно поиграть в ассоциации. Для этого назовите предметы, которые бывают круглой формы. Что в природе может быть треугольным, а что овальным и др.

5 слайд

2 вариант игры

Каждому ребёнку даё м задание выбрать нужную группу: мебель, одежда, строительные инструменты, транспорт. Со временем мы эти группы расширим.

6 слайд

2 игра «Прятки» магнитная игра-головоломка

Цель: правильно расположить все магнитные детали на игровом поле.

7 слайд

Инструкция педагога:

Фиксики любят играть в прятки. Поэтому маленькие человечки подготовили для вас много разных заданий. Отгадайте, как расположить магнитные детали так, чтобы оставить одни предметы и спрятать другие.

8 слайд

3 игра «Фиксикрокодил»

Цели: развитие творческих способностей с помощью эмоций, мимики, жестов. Развитие ассоциативного, креативного мышления. Развитие наблюдательности, внимательности, навыков способности строить логические цепочки.

Эту игру мы проводим фронтально со всеми детьми.

9 слайд

Правила этой игры : с помощью пантомимы изобразить задуманное слово.

10 слайд

4 игра «Собери фиксиков»

Цель игры : Формировать целостное восприятие, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать желание самостоятельно собирать.

Инструкция: Нужно собрать из частей фиксика.

11 слайд

5 игра пальчиковая игра «Фиксики»

12 слайд

Цели игры : развивает тактильное восприятие, моторику рук, внимание, фантазию, поможет запомнить название пальцев.

13 слайд

Правила игры : Даём инструкцию ребёнку надеть, например, на средний палец правой руки и поздороваться с соседом слева.

Эти фиксики присутствуют у нас на занятиях и помогают детям в выполнении заданий. Ребята в это очень верят и называют их помогайками.

Наблюдая за детьми, мы поняли, что игры с фиксиками стали для наших детей актуальны и интересны. И с помощью фиксиков мы можем разнообразить педагогический процесс и поддержать у детей интерес к занятиям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры в образовательном процессе
Опубликовано: 29 января 2022 в 15:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры в образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Логинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД