МААМ-картинки

Дидактические игры в образовательном процессе

Юлия Логинова
Дидактические игры в образовательном процессе

Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно – образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача не выступает открыто, реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка, а наличие занимательности, шутки, юмора, обличает выполнения задачи.

Публикация «Дидактические игры в образовательном процессе» размещена в разделах

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:

- предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы);

- настольно-печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложение из частей целого (пазлы, разрезные картинки, а также игры типа «Трудное путешествие», «Лабиринт»; развивая логическое мышление, наглядно- печатные игры несут и важную познавательную нагрузку: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с назначением предметов быта, с техникой, сезонными явлениями природы и т. д. ;

- словесные игры включают в себя большинство народных игр («Краски», «Молчок», «Черное и белое»); сюда относятся многие игры - упражнения, воображаемые игры – путешествия, игры – загадки, игры – предположения («Что было бы, если). Сложность словесных игр в том, что они чаще всего не связаны с непосредственным восприятием предметов, явлений, а требуют определенного абстрагирования: в них дети оперируют представлениями, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции.

По мере того как функция обучения становилась принадлежностью школы, происходила дифференциация дидактической игры. Они разделились на игры, используемые в целях обучения (собственно дидактическая игра и игровые приемы на уроках, и игры, обеспечивающие внеклассную воспитательную работу и досуг школьников: здесь встречаются практически все игры, развивающих детей морально, интеллектуально, физически, эстетически.

Сюжетно – ролевые игры – занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры – драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно– конструкторские игры и игры с элементами труда.

Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит, во-первых, от содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр; во-вторых, от того, каким героям подражают дети; в-третьих, он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха, и, конечно, установления доброжелательных отношений.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно – ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших дошкольников является подчинение правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.

Таким образом, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:

Особое отношение личности к окружающему миру.

Особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность.

Социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру).

Особое содержание усвоения.

Деятельность, входе которой происходит развитие психики ребенка

Социально – педагогическая форма организации детской жизни и «детского общества».

Игра – это сложное социально – психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

Наблюдая за самостоятельными играми детей, мы с педагогами группы выяснили, что наши дети очень любят смотреть мультфильм «Фиксики».

2 слайд

Фиксики-это маленькие человечки, которые живут в наших домах. В мультфильме показаны забавные истории о них с короткими и доходчивыми объяснениями, как работает всевозможная техника и как устроен окружающий мир. Мультфильм прославляет дружбу, взаимопомощь и работу в команде. Поэтому, исходя из запросов детей, мы решили заинтересовать их играми с фиксиками. Мы нашли несколько вариантов игр и на некоторых остановили свой выбор.

Представляем вашему вниманию эти игры

3 слайд

1 игра «Фиксинабор для развития логического мышления.

Цель: развитие логического мышления

У каждого ребенка коврик с героем-фиксиком.

4 слайд

Начиная игру, мы спрашиваем, как зовут каждого персонажа?

Первый вариант игры с геометрическими фигурами.

Предлагаем детям выбрать определённые фигуры и положить их в соответствии с инструкцией педагога.

Спрашиваем у детей, чем отличается круг от овала, квадрат от прямоугольника.

Также можно поиграть в ассоциации. Для этого назовите предметы, которые бывают круглой формы. Что в природе может быть треугольным, а что овальным и др.

5 слайд

2 вариант игры

Каждому ребёнку даё м задание выбрать нужную группу: мебель, одежда, строительные инструменты, транспорт. Со временем мы эти группы расширим.

6 слайд

2 игра «Прятки» магнитная игра-головоломка

Цель: правильно расположить все магнитные детали на игровом поле.

7 слайд

Инструкция педагога:

Фиксики любят играть в прятки. Поэтому маленькие человечки подготовили для вас много разных заданий. Отгадайте, как расположить магнитные детали так, чтобы оставить одни предметы и спрятать другие.

8 слайд

3 игра «Фиксикрокодил»

Цели: развитие творческих способностей с помощью эмоций, мимики, жестов. Развитие ассоциативного, креативного мышления. Развитие наблюдательности, внимательности, навыков способности строить логические цепочки.

Эту игру мы проводим фронтально со всеми детьми.

9 слайд

Правила этой игры : с помощью пантомимы изобразить задуманное слово.

10 слайд

4 игра «Собери фиксиков»

Цель игры : Формировать целостное восприятие, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать желание самостоятельно собирать.

Инструкция: Нужно собрать из частей фиксика.

11 слайд

5 игра пальчиковая игра «Фиксики»

12 слайд

Цели игры : развивает тактильное восприятие, моторику рук, внимание, фантазию, поможет запомнить название пальцев.

13 слайд

Правила игры : Даём инструкцию ребёнку надеть, например, на средний палец правой руки и поздороваться с соседом слева.

Эти фиксики присутствуют у нас на занятиях и помогают детям в выполнении заданий. Ребята в это очень верят и называют их помогайками.

Наблюдая за детьми, мы поняли, что игры с фиксиками стали для наших детей актуальны и интересны. И с помощью фиксиков мы можем разнообразить педагогический процесс и поддержать у детей интерес к занятиям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе ДОКЛАД на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактические игры в образовательном процессе
Опубликовано: 29 января 2022 в 15:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры в образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Логинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД