Алена Мартыненко
Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Представляю вам свою тему по самообразованию «Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Своё выступление начну со слов великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского.
Публикация «Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Работая по данной теме, я поставила перед собой
цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Данная тема самообразования взята мной на 3 года. (План изображён на слайде 2,3).
Приступая к работе по данной теме я изучила методическую литературу (она представлена на слайде 4,5).
1. В. В. Волина. Праздник числа – М. : «Мозаика – Синтез», 2003
2. В. П. Новикова. Геометрическая мозаика. – М. : «Мозаика – Синтез», 2007
3. Е. Н. Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Младший и старший возраст. – В. : ТЦ «Учитель»
4. М. К. Сай, Е. И. Удальцова. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду – М. : «Народная асвета», 1979
5. «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5 - 6 лет»; под редакцией А. А. Столяра – М. : «Просвещение», 1991
6. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М. : «Просвещение», 1985
7. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М. : «Просвещение», 1991
8. В. Л. Шарохина. Коррекционно – развивающие занятия: Младшая, средняя группы – М. : Национальный книжный центр, 2011
9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – Книга для воспитателя детского сада – М. : «Просвещение», 1989
А так же использую в своей работе источники сети интернет (они так же представлены на слайде 6)
В соответствии с планом работы по самообразованию пополняю предметно – развивающую среду методическими пособиями сделанными своими руками.
(представлена на слайде 7).
Предметно – развивающая среда так же представлена настольно – печатными играми, которые применяются как на занятиях так и в свободной деятельности детей. Это игры такие как : «Поиграем в математику», «Математическое лото», «Сложи узор», «Логические блоки Дьедеша», «Палочки Кьюзенера», «Цвета и оттенки», «Изучаем соответствия», «О времени», «Мои первые часы».
(на слайде 8)
Работая с методическим пособием «Палочки Кьюзенера» я повысила свой профессиональный уровень, сделала занятия для ребят насыщеннее и интереснее. Построила свой мастер – класс на основе этой технологии и показала на конкурсе «Воспитатель года – 2019». (на слайде 9,10).
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление. (на слайде 11)
2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. (слайд 12)
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. (слайд 13)
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводим игру «Засели фигуры в домики». (слайд 14)
Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Работая с детьми младшего возраста, воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним.
Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я - воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения. (слайд 15)
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями :
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Учим математику дома»,
«Дидактическая игра в жизни вашего ребёнка», «Весёлая математика дома»
- изготовление дидактических игр совместно с родителями
- мастер - класс для родителей
- совместное создание предметно-развивающей среды
- анкетирование «Математика для развития вашего ребёнка» (слайд 16)
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду - родители и дети закрепляли дома.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
(слайд 17)
Планы на будущее :
Продолжить сотрудничество с родителями воспитанников.
Участвовать в семинарах, вебинарах, мастер – классах, в жизни детского сада
Обобщить свой опыт работы по данной теме