Светлана Цыпленкова
Дидактические игры с использованием LEGO-конструктора
▼ Скачать + Заказать документы
«LEGO» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«LEGO» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «LEGO» поиграть полезно.
Игра - основной вид деятельности детей.
LEGO - (В переводе с датского игра, удовольствие) – это серия игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Конструктор LEGO позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Публикация «Дидактические игры с использованием LEGO-конструктора» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лего. Дидактические игры с использованием LEGO
- Лего. Конструктор LEGO
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2022
Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Так же конструирование – важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
LEGO-конструирование – является одной из современных технологий развития. Это вид моделируемой, творческой и продуктивной деятельности детей, которая раскрывает потенциальные возможности каждого. И в силу своей педагогической универсальности служит важнейшим средством развивающего обучения.
Дидактические игры с LEGO - конструктором развивают решению целого ряда задач:
- развивает мелкую моторику рук;
- развитие сенсорных представлений;
- развивает и совершенствует высшие психические функции;
- развивает креативность и нестандартное мышление;
- развивает умение планировать и решать проблемы;
- развивает пространственное и логическое мышление;
- способствует развитию речи ребенка;
- развивает умение работать в команде;
- развивает целеустремленность и укрепляет самооценку ребенка.
В процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В нашей группе, как и в других, дети очень любят строить из конструктора LEGO. Ребята предпочитают конструктор LEGO другим конструкторам, а мы и не против, ведь данный конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.
Работа с конструктором LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Элементы LEGO конструктора можно использовать не только для конструирования, но и в дидактических играх и упражнениях.
Для детей нашей группы я подготовила несколько дидактических игр с использованием LEGO - конструктора.
«Найди домик» (для 3-4 лет)
Цель: развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук. Закреплять основные цвета, форму предметов.
Оборудование: Подготовленные листы с изображением контуров деталей LEGO, детали LEGO.
Ход игры : детям предлагается разложить детали LEGO на листе в соответствии цвета и формы контура. Кто выполнит первым правильно, тот победил.
«Разложи по образцу».
Цель: закреплять основные цвета; развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук.
Оборудование: карточки с заданием, лоток, LEGO DUPLO,
Ход игры : Дети выкладывают кубики в лоток по образцу (можно на картонную полочку). Кто выполнит первым и правильно, дается карточка с более сложным заданием.
«Выложи по образцу»
Игра рассчитана для детей от 3 до 6 лет, в зависимости от сложности постройки.
Цель: развитие внимания, мелкой моторики, ориентировки в пространстве; закрепление цвета предмета,
Оборудование: образец постройки, детали LEGO.
Ход игры : перед детьми выкладывается карточка или готовый образец постройки. Дети собирают модель по образцу.
Начиная со среднего возраста можно проводить по данным картам дидактическую игру «Собери модель по памяти»
Цель: развивать внимание, память, закреплять название LEGO деталей.
Оборудование: образец постройки для запоминания, детали конструктора LEGO
Ход игры : Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
Предлагаем вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир LEGO и на практике увидеть, как мы можем работать с ним.
Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, чем отличаются детали LEGO DUPLO.
Стандартная деталь LEGO DUPLO – это кирпичик 2 на 4. Кроме кирпичиков есть ещё кубики: их размер 2 на 2 и пластины LEGO.
Итак, чтобы понять какую именно деталь LEGO вы хотите использовать, надо помнить про цвет, форму детали.
- Приглашаем выйти тех педагогов, у которых есть номера 1,2,3,4 (рассаживаются за столы).
- Задание для играющих: прочитать ход игры на карточке, выполнить задание и рассказать нам, какие задачи можно решать с помощью данных игр.
- Пока группа работает, мы с вами поиграем в другую игру. Приглашаю выйти двум педагогам.
Вы садитесь на стулья спина-к-спине. Перед вами LEGO с одинаковым набором деталей. Один из вас – водящий, (который должен задумать постройку) берете деталь и вслух проговаривает, что вы делаете. Помните, чтобы вас поняли правильно надо называть форму, цвет и говорить куда вы крепите детали, например сверху, под, посередине, лева или справа и т. п. Другой выполняет те команды, который даёт водящий. В итоге должны получиться одинаковые фигуры.
Предлагаю провести небольшой анализ работы. Давайте посмотрим на работы.
1. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему?
2. Для того, кто объяснял: получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?
3. Для того, кто слушал: получилось ли правильно повторить? Не понял, что нужно делать? Не расслышал?
4. Всё получилось, удовлетворены ли вы своим результатом работы в паре? Да или нет? Почему?
- Я вам предлагаю высказать свои мысли о том, для чего нужна подобная игра. (вопрос ко всей аудитории, высказывания зала)
- С какого возраста можно играть в слуховой диктант? (с 3-4 лет – берём три-четыре кубика и учим ориентироваться детей в пространстве. Для детей 3-4 года ведущий – сам педагог)
Данную игру «Слуховой диктант» можно проводить и на плоскости, с использованием мелкого конструктора и LEGO -пластин.
Цель: закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать воображение, мелкую моторику рук, внимание.
Оборудование: детали LEGO, образец постройки.
Ход игры : Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".
игра «Зеркало». Для детей с 4 лет.
Цель: развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: Карточки, конструктор LEGO Duplo
Ход игры : Педагог выкладывает карточку, где есть первая половина узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
«Выложи вторую половину картинки / узора». Для детей с 6 лет.
Цель: учить соотносить с изображением, развивать внимание, наблюдательность, формировать цветовосприятие.
Оборудование: карточки с односторонним изображением, конструктор LEGO.
Ход игры : дети самостоятельно составляют симметричный узор или предмет на второй половине листа, ориентируясь по образцу, где каждая клетка равна 1 кубику. LEGO- system.
игра «Матрица». Для детей с 5 лет.
Цель: развивать внимание и логику; учить выбирать детали по цвету, форме и количеству; Закреплять навык постройки по образцу, развивать мелкую моторику.
Оборудование: Карточка «Матрица», набор деталей LEGO.
Ход игры : перед вами матрица (закодированная таблица). В первом столбце указана форма детали во втором – цвет деталей, а в третьем количество (сколько деталей необходимо для постройки). Дети из избыточного количества выбирают только необходимые детали. Перевернув карточку, осуществляют постройку по образцу.
игра «Строим LEGO – город»
Цель: развитие сенсорных эталонов, скорости мышления, внимания, ловкости и мелкой моторики, закрепление навыков количественного счета.
Оборудование: карточки с заданием, детали LEGO.
Ход игры : Игрокам раздаются карточки, где указывается количество этажей в доме. Построй здания из кубиков именно такой высоты.
Усложнение: задайте определенный цвет для каждого дома, размер деталей (кубик или кирпичик).
игры на межполушарное взаимодействие.
С помощью LEGO. конструктора можно придумывать игры на межполушарное взаимодействие.
- Дети рисуют по контуру, двумя руками одновременно используя кубик LEGO Duplo. Выбирают кубик LEGO Duplo в соответствии цвета на карточке.
(Варианты игр на межполушарное взаимодействие)
Игра «Классики» (1 вариант) где используется планшет, на котором выложены кубики и кирпичики. И при помощи пальцев, дети импровизируют игру. На кирпичике два пальчика (указательный и средний) вместе, а на кубиках пальчики в разные стороны по одному. Детям нужно быть внимательными, так как с левой и правой стороны детали лежат не в симметричном порядке.
Игра «Цветные дорожки» (2вариант) используем мелкий конструктор (двумя руками одновременно закрываем любой цвет. ( Например: на желтые кружочки выкладываем желтые кубики LEGO). Другой вариант: имитируем ходьбу LEGO-человечком, одновременно двумя руками, по красным кружочкам)
Игра «LEGO - клад»
Цель: развивать слуховое внимание, логическое мышление, закреплять цвет и форму; формируем выдержку и терпение.
Оборудование: различные детали конструктора LEGO, игрушка - клад.
Ход игры : дети на столе выкладывают детали разных форм и цветов. Педагог или ведущий-ребёнок под одной из них прячет клад (любая маленькая игрушка или фигурка, которая помещается под кубиком LEGO). Ребенок-игрок ищет клад по подсказкам ведущего или педагога: «Клад не под красной фигурой», значит все красные фигуры можно убрать. «Клад не под кубиками» — и мы убираем все кубики. Так продолжается пока не останется одна единственная фигура – под которой спрятан клад.
Дидактические игры с использованием LEGO - конструктора развивают детское воображение, творчество, реализуют детские идеи не только по готовым схемам и образцам, но и воплощает в жизнь их идеи и фантазии.
Приведенные игры с LEGO – конструктором очень просты и удобны, можно изготовить самим, т. к. малозатратные. Практичны в применении и можно использовать их в образовательной деятельности, свободно игровой и во время занятий.
Цыпленкова С. М – воспитатель высшей категории