Ирина Годящева
Дидактические игры как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современная ситуация в стране требует нового уровня профессионализма в области развития личности ребенка, инновационных взглядов на проблему воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область "Физическое развитие" одной из целей, которой является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. В детском саду у детей воспитываются : навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия.
Публикация «Дидактические игры как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- КГН, гигиена. Игры, дидактические пособия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, всё большее значение приобретают те, которые связаны с поиском путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является дидактическая игра. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающихся целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение. Классики русской педагогики К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня. Среди разных средств и методов формирования культурно-гигиенических навыков, всё - таки наиболее эффективными считаются игровые и в частности, дидактические игры, которые дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников, поэтому я считаю рассматриваемую тему актуальной. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культурного поведения.
Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой моего исследования стала: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанный мною проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста апробирован и может быть внедрен в практику деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность заключается в том, что формирование культурно -гигиенических навыков требует особого внимания по отношению к детям раннего возраста. Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. Среди разных средств и методов формирования культурно-гигиенических навыков наиболее эффективными считаются игровые и в частности, дидактические игры, которые дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Цель - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Задачи:
1. Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя.
2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными и опрятными.
3. Закреплять умение пользоваться предметами личной гигиены по их назначению
Принципы:
1. От простого к сложному.
2. Доступность.
3. Воспитывающая и развивающая направленность.
4. Активность и самостоятельность.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
6. Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности.
Цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, непосредственной образовательной, практической.
В методической разработке раскрываются задачи и содержание работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, разработан примерный перспективный план работы воспитателя с детьми, содержание которого предлагается планировать помесячно.
Задачи и содержание работы:
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .
2. Под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком) .
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, закреплять умение держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Формировать умение снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.
9. Правильно надевать одежду и обувь.
Основная часть
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Дидактические игры являются хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков. Используя их, я закрепляю у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. При этом видное место отводится дидактическим играм : «Накорми куклу обедом», «Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку» и т. д. Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1. Игры с предметами (игрушками, в которых особое место занимают сюжетно-дидактические, где дети выполняют определённые роли, и игры инсценировки, которые помогают уточнить представления о различных предметах. Например, игра «Водичка, водичка!» помогает уточнить представления о различных гигиенических принадлежностях, а также привить стремление детей к самостоятельности при выполнении гигиенических процедур.
2. Настольно-печатные. Эти игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Примером к данному виду игр можно привести «Перемешанные картинки», где ребенку к изображению, например, растрепанной девочки нужно подобрать изображение расчески.
3. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений без опоры на наглядность. Здесь примером может послужить игра «Назови, что нужно», где дети должны вспомнить и назвать предметы, которые нужны для того, чтобы руки стали чистыми и сухими.
Для развития культурно-гигиенических навыков я использую все виды дидактических игр. Основная цель дидактических игр по усвоению культурно-гигиенических умений заключается в том, чтобы они, грамотно подобранные и организованные педагогом, постепенно становились частью самостоятельной деятельности дошкольников. По мнению авторов современных педагогических технологий Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой – для формирования культурно-гигиенических умений очень подходят игры – эксперименты (тесно связанные с дидактической деятельностью). Основное действие для ребенка в таких играх — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Их цель заключается не только в развитии у детей познавательного интереса, но и в практическом закреплении культурно- гигиенических умений. Например, игра «Мыльные перчатки» знакомит детей не только со свойствами мыла, но и обучает их тщательному намыливанию рук со всех сторон. Мощная потребность детей в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Играм-экспериментированиям свойственны пробы и ошибки, что помогает повторять действия по гигиене и самообслуживанию в разной форме, тем самым, закрепляя приобретаемые умения. Также, для развития культурно-гигиенических умений и навыков я использую сюжетно-ролевую игру. В играх детей раннего возраста находят отражение разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, детский сад). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации.
Наиболее востребованы у малышей игры с куклами, которые являются для них самыми близкими партнерами по игре. Детские психологи Ю. А. Афонькина и Г. А. Урунтаева советуют: «Обратите внимание на игры малыша - вот он посадил куклу за стол и собирается её кормить. Подскажите ему: «Ты всегда перед едой моешь руки. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Или другая ситуация. Ребёнок укладывает спать куклу одетой. Нужно ему напомнить: «Перед сном ты всегда снимаешь одежду и аккуратно складываешь её. Твоя дочка тоже не хочет спать одетой». Чтобы культурно-гигиенические умения прививались гармонично можно предложить детям следующую сюжетно-ролевую игру: внести в группу большую куклу, сказать, что она приехала к малышам и будет жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей игрушечный шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т. д. Придумывают кукле имя. Затем прививают кукле культурно-гигиенические навыки. Кукла иногда даёт оценку действиям детей. Таким образом, игры становятся показателем рассматриваемых нами навыков, а они, в свою очередь, обогащают содержание детских игр. Обязательным компонентом игры являются ее правила, благодаря им педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению игры, проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят :
- выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
- определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
- установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно - образовательной работы;
- подготовка игрового оборудования;
- определение времени игры в режиме дня.
Проведение дидактических игр включает :
- Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- Объяснения хода и правил игры. Здесь я обращаю внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение детьми правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
-Показ игровых действий, в процессе которого, я побуждаю детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- определение количества играющих;
- выработка у детей игрового настроения, желания играть;
- руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве игрою, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. При проведении итогов, я подчеркиваю, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Анализ игры направлен на :
- выявление приёмов её подготовки и проведения;
- выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;
- усложнение игры и обогащение новым материалом.
В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идёт объяснение, а затем выполнение необходимых действий детьми. Я контролирую, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи. Игру лучше проводить в разных вариантах. Я заранее (для словесной игры) подбираю слова на случай затруднения детей. Руководя играми, стараюсь использовать разнообразные средства воздействия на детей. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда рассказываю, о каком-либо событии, создавая соответствующее игровое настроение и поддерживая его по ходу игры. Можно и не включаться в игру, но как чуткий режиссёр, сохраняю и уберегаю её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т. п. В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект. Так, например, дети раннего возраста еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними я как воспитатель принимаю самое активное участие. Это помогает детям усвоить игру.
Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю так: «Новая игра будет ещё интереснее» или «В следующий раз будем играть ещё лучше». С учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.
Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, это активное участие ребёнка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринуждённой, игровой форме и быть незаметным.
Таким образом, методика проведения дидактической игры оказывает положительное влияние на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков через использование ряда педагогических приёмов с учётом возраста детей : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактической игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила.
Организация работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами дидактических игр
Календарно - тематический план реализовывается в течение года, в первую и вторую половину дня. Работа осуществляется в утренние и вечерние отрезки времени как индивидуально, так и по подгруппам. Главное условие – регулярность работы, а также непрерывность воспитательного процесса. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. Игры делятся на :
- формирование навыков личной гигиены;
- формирование навыков опрятной еды;
- формирование навыков снимания и надевания одежды в определённом порядке;
- формирование навыков мытья рук.
Все культурно-гигиенические действия, проводимые с детьми, сопровождаю потешками, что значительно оживляет процесс самообслуживания.
Организованная работа по формированию культурно-гигиенических навыков, на мой взгляд, оказывает влияние на развитие нравственных чувств дошкольников. Дети испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно. Но еще большее удовольствие дети испытывают от правильно выполненных действий, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малышей к правильному выполнению действий: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!".
Заключение
К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести задачу по формированию культурно-гигиенических навыков. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Для формирования культурно-гигиенических навыков наиболее подходящая форма – это дидактическая игра. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания, в процессе таких игр детей учат решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре. Включая дидактические игры в педагогический процесс, необходимо отбирать те, которые доступны детям. Дидактическая игра направлена на развитие памяти, мышления, творческого воображения, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, простор для проявления самостоятельности. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат. Игра помогает привлечь внимание детей к последовательности действий, способствует поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умыться, одеться и т. д. игры вырабатывают позитивное отношение к соблюдению правил личной гигиены и самообслуживанию. Новые знания, умения и навыки, полученные и сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.