Петрова Татьяна
Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, мы сегодня собрались на мастер классе.
Тема нашего мастер-класса
«Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Хочу представить вашему вниманию черный ящик. Мне нужен один смелый участник – опустите руку.
-что вы ощущаете? Какой он на ощупь?
Мяч разноцветный
-Завершите действие с ним. Что мы с ним можем сделать?
- что делает мяч? (Стучит, скачет, прыгает, катится)
Играя, мы с вами затронули разные функции восприятия. Какие?
Тактильное, зрительное, слуховое.
Публикация «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Все наши действия мы сопровождаем речью, что очень важно.
Речевое развитие среди остальных областей занимает определенное место. Не менее важны остальные области развития : познавательное, физическое, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, но возможно ли было бы развитие ребенка в них, без задействования речи, без коммуникативной деятельности.
- Я с вами абсолютно согласна.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем, а с какими проблемами столкнулись вы в своей деятельности?
Обратите внимание на слайд:
Односложная, состоящая из простых предложений, речь;
Бедность речи;
Несформированность грамматического строя речи;
Нарушение звукопроизношений;
Бедная диалогическая речь;
Трудности в построении монологов;
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
Отсутствие навыков культуры речи;
Плохая дикция.
Поэтому перед нами стоит важная задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из средств развития речи детей являются дидактические игры.
Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:
1. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, художественно - эстетическую и др., является одним из занимательных элементов на прогулке.
2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:
1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр :
1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д).
2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).
3. Словесные игры (без наглядного материала).
Игры с предметами
В играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними дети учатся сравнивать, усваивать сходства и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной и качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности.
К играм с предметами относятся сюжетно – дидактические и игры – инсценировки, а так же игры с мячом и прищепками. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые дидактические игры, которые мы используем в речевой работе с детьми.
Встаньте, пожалуйста, игра называется «Эстафета» (палочка. Я называю предмет, а вы мне называете качества этого предмета.
-Кошка, цветок.
Как вы думаете, какая цель у данной игры?
Следующий вид – настольно – печатные игры.
Н. П. игры – интересное занятие для детей, они разнообразны по видам – парные картинки, лото, домино, различны и их задачи, которые решаются при их использовании. Игры используются не только в свободной деятельности детей, но и на занятиях, как наглядный материал, используются для развития зрительной памяти и внимания.
Я предлагаю вам поиграть в еще одну игру, она называется «Экскурсовод».
Для начала выберем вадящего, кто может нас посчитать?
Водящий берет кубик, бросает, на столе 6 картинок. Берет картинку под номером и не показывая игрокам, описывает, остальные угадывают, что это. (Можно тему задать, например, достопримечательности города Беломорск).
Скажите, какая цель у данной игры? (развитие словесно – логического мышления, словесная речь).
Еще один вид игры, с которым я вас хочу познакомить или освежить в памяти, это словесные игры. Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т. д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Я познакомлю вас с игрой «Что с чем делают?
Песок сыплют, а воду…
Котлеты жарят, а суп…
Стол накрывают, а постель…
Цветы водой поливают, а огонь…
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…
Стол можно сломать, а стакан…
Воду можно разлить, а горох…
Сено косят, а волосы…
Платье шьют, а шарф…
Как вы думаете, какая цель у данной игры? (Обогащение речи детей ГЛАГОЛАМИ)
На следующем этапе нашего мастер – класса, мы поиграем в игру, а вы отнесете ее к тому или иному виду.
Следующая игра «Сочиним сказку»
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук «А». Отгадайте, кто это мог быть? У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук «А». Как вы думаете, что это за овощи? Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес с собой игрушки в подарок для детенышей, в названии которой есть звук «А». Все были рады.
Как вы думаете, к какому виду игр относится данная игра? (Словесная)
Следующая игра «Пирамидка»
(по 4 человека) – на столе разобранная пирамидка –
Первое кольцо – слово, состоящее из одного слога;
Второе – 2 слога…
К какому виду игр можно отнести данную игру? (Игра с предметами).
Следующая игра «Теремок»
Набор предметных картинок «Бытовые приборы» лежит на столе, картинками вниз.
Я начну. … следующий герой… Я пущу вас в теремок, если назовете наш общий признак. (можно предложить отличие от нас всех…
К какому виду игр мы отнесем эту игру? (К настольно – печатным).
Дорогие коллеги, как вы ощутили себя в игре? Не просто, правда? Не такие сложные задания, а некоторые растерялись, много факторов влияет, это и время, и мнение окружающих, боязнь того, что не найдешь подходящего слова… так и наши дети, вроде мы им даем простые задания, а многие из них теряются, не торопитесь с выводами.
Спасибо за внимание!