Белашова Татьяна Анатольевна
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, с ним необходимо заниматься. Но не каждый ребёнок хочет тратить своё время на обучение, что же делать? Тут на помощь приходят «хитрые» игры, суть которых — обучение в процессе развлечения (дидактические игры). Игра для ребё нка-дошкольника — это жизнь, естественный процесс, без которого невозможно полноценное развитие личности.
Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сейчас в магазинах достаточно разнообразных игрушек - умеющих разговаривать, повторять слова и предложения, поющих песенки, но эти игрушки носят недостаточно развивающий характер. В то же время дети любят мастерить игры сами, помогая взрослым. Успех и достоинство развивающих игр, изготовленных "своими руками" в том, что они не требуют дорогостоящих материалов, их можно сделать из того, что всегда "под руками". А дети очень любят играть в такие игры.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, о том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, я изготавливаю игры своими руками специальные пособия, в которые дети играют с большим удовольствием. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом мне помогает правильно подобранные игровые пособия. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша.
Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями. Представляю вашему вниманию дидактические игры и пособия, созданные собственными руками. Порой деткам интереснее игры, которые без этикеток и упаковок. Они видят или являются участниками процесса изготовления новой игры.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать в меру своих возможностей, делать то, что от них требуется.
Привлекая внимание детей, побуждая их интерес, я пытаюсь закладывать первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаками. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество материала и другое. Развивается и совершенствуется его восприятие. Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра выступает прекрасным средством воспитания коллективных взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Представляю авторские игры для детей раннего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Волшебные крышечки»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук, обогащение словаря детей, создание условий для познавательной активности детей. Закрепления цвета.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Игра имеет несколько вариантов.
1вариант: предложить открутить и закрутить крышки, сопровождая это действие стихами.
2 вариант: предложить подобрать по цвету крышечку к зайчику или кораблику.
В КОМПЛЕКТЕ: Полотно с изображением (зайчики, кораблики, рыбки)
МАТЕРИАЛ: Основа пеноплекс, крышки, картинки распечатать на принтере, а можно нарисовать, терма клей, скотч.
Дидактическая игра «Угости зверушек конфетами»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук, обогащение словаря детей, создание условий для познавательной активности детей. Закрепления цвета.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Найти нужного цвета «конфетку - крышечку» и угостить зайчика или мишку, играть могут два участника, необходимо правильно подобрать крышку в цвет цилиндра.
В КОМПЛЕКТЕ: Цилиндры на подставке с изображением животных.
МАТЕРИАЛ: Подставка под цилиндры – пластиковые трубки, втулки с одноразовых полотенец, картинки, крышечки.
Дидактическая игра «Найди пару»
ЦЕЛЬ ИГРЫ: Учить детей подбирать пару животных, развивать воображение, логическое мышление, память, внимание, речь.
ПРАВИЛА ИГРЫ: В данной игре малышам необходимо помочь найти пару с одинаковым рисунком животного.
В КОМПЛЕКТЕ: Изображения животных на палочках, игровое поле с изображением животных.
МАТЕРИАЛ: коробка, палочки от мороженного, клей, картинки.
Дидактическая игра «Большая стирка» и «Найди заплатку»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук, обогащение словаря детей, создание условий для познавательной активности детей.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1 вариант: Предложить деткам постирать бельё, но обязательно жёлтое бельё в жёлтой машинке, красное бельё в красной машинке
2 вариант: предложить развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой.
В КОМПЛЕКТЕ: разного цвета бельё, стиральные машины основных цветов.
МАТЕРИАЛ: коробочки, сама клейка, картон, цветной скотч, подставка сушилка,картонные трубки, пеноплекс, сама клейка
Дидактическая игра «Занимательная рыбалка»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук, обогащение словаря детей, создание условий для познавательной активности детей.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Предложить деткам отправится на рыбалку и наловить котику рыбки, можно устроить соревнования, кто больше наловит.
В КОМПЛЕКТЕ: таз с водой, цветные рыбки из крышечек, удочки
МАТЕРИАЛ: крышки от фруто няни, терма клей, шиншилловая проволока, на удочку палочка, изолента, мягкая проволока.
Дидактическая игра «Наряд для неваляшки»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук, обогащение словаря детей, создание условий для познавательной активности детей.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Предложить деткам украсить неваляшку разноцветными крышками и обыграть действие.
В КОМПЛЕКТЕ: Цветные крышечки, неваляшки плоскостные.
МАТЕРИАЛ: картон, скотч красного цвета, крышечки, мордашка распечатана.