Галина Гречанова
Детское экспериментирование в условиях модернизации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование в условиях модернизации дошкольного образования.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел» :
К. А. Тимирязев
Образование является одной из главных и наиболее проблемных областей государственного управления. Особенно это касается дошкольной сферы. Нормой, регламентирующей такую деятельность в Российской Федерации, выступает ФЗ «Об образовании» 273 от 29.12.2012. За последние годы закон о дошкольном образовании претерпел немало изменений, в том числе были внесены поправки и в регулирование дошкольной системы.
Публикация «Детское экспериментирование в условиях модернизации дошкольного образования» размещена в разделах
В статье 64. ФЗ «Об образовании» указано, что дошкольное образование должно быть направлено на создание условий для развития культурного, физического, интеллектуального, нравственного, эстетического и личностного потенциала любого ребенка, а также укрепление и поддержание его здоровья. Предусмотренные законом программы предполагают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, применение методов и форм, характерных для детей дошкольного периода.
После того как был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общей системы.
Изменения в Федеральном законе затрагивают важные вопросы:
• особенности приема детей в детские сады;
• порядок предоставления образовательных услуг;
• льготы;
• режим работы дошкольных учреждений;
• образовательные программы.
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика одна - из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Природа экспериментирует постоянно, и каждый живой организм склонен к этому, что совершенно естественно. Именно поэтому исследовательский рефлекс — один из базовых, безусловных рефлексов. Генетически предопределенная потребность исследовать окружающий мир — одна из самых удивительных особенностей психики живых существ. Стремление к освоению нового универсально и проявляется в исследовательском поведении. Исследовательское поведение служит одним из действенных инструментов научения, совершенствования познавательных функций всех уровней, приобретения социального опыта. У человека оно выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Ребенок в процессе экспериментирования чувствует себя взрослым, и сознание того, что он работает, как взрослый приносит ему радость, поддерживает интерес к экспериментированию. Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для исследований и экспериментирования.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельностного подхода к детскому экспериментированию и, как следствие, затруднения в практической деятельности воспитателей, а также противоречие между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения, актуальной становится разработка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме детского экспериментирования. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Правила при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности :
• тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
• тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;
• тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
• тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи: Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Развивать личностные свойства целеустремленность, настойчивость, решительность.
В своей деятельности можно опираться на ведущие принципы развития дошкольников :
• психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов); природосообразность (развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
• дифференцированный подход (решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей);
• активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
• творчество (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольника, приобретение им собственного опыта творческой деятельности).
Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория). Основное оборудование мини-лаборатории:
• приборы-«помощники» : лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разных объемов и форм и т. д. ;
• природный материал: камешки, глина, песок, птичьи перья, спил и листья деревьев, семена и т. д. ;
• утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги;
• красители: гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т. д.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.
В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Творческое познание природы способствует формированию представлений об основных закономерностях в природе. В младшем возрасте это изменяемость времен года и зависимость изменений в живой природе (т. е. в жизни растений и животных) от меняющихся условий неживой природы.
На протяжении первых трех лет жизни ребенка взрослый должен:
• обогащать среду различными предметами;
• все действия необходимо сопровождать лаконичными и четкими словами;
• снять максимум запретов на действия с предметами и объектами;
• обращаться с просьбами к ребенку о выполнении отдельных простейших поручений;
• организовывать рассматривание объектов и событий; • предлагать детям отвечать на простейшие вопросы;
• брать на себя инициативу по организации и проведению миниисследований;
• следить за соблюдение правил безопасности.
На четвертом году жизни ребенка взрослому необходимо:
• поощрять детей задавать вопросы;
•задавать детям наводящих вопросы;
• предлагать выполнять два действия подряд;
• привлекать к прогнозированию результатов с помощью наводящих вопросов;
• сравнивать две картинки и выбирать соответствующую, наблюдаемому объекту или событию;
• привлекать детей к формулированию вывода.
На пятом году жизни ребенка взрослому необходимо:
• помогать детям формулировать цель предстоящей деятельности, прогнозировать результат, продумывать методику проведения;
• давать инструкции из трех последовательных действий;
• учить детей выделять главное, сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, и находить между ними разницу;
• задавать вопрос «Почему?»;
• привлекать детей к составлению словесного отчета об увиденном, отвечая на вопросы педагога;
• для фиксации наблюдаемого в начале учебного года продолжать использовать готовые формы, а ближе к концу года применять схематичные рисунки, которые делает воспитатель на глазах у детей;
• проводить длительные наблюдения.
На шестом году жизни ребенка взрослому следует:
• увеличивать число заданий на прогнозирование результатов;
• пробовать давать задания на все этапы деятельности и следить за ходом его выполнения;
• побуждать детей самостоятельно использовать разнообразные графические формы при фиксировании результатов наблюдаемого;
• побуждать и поддерживать самостоятельность детей при анализе результатов деятельности, формулировании вывода и составлении рассказа об увиденном;
• чаще задавать вопрос «Почему?»
• увеличивать продолжительность исследований;
• давать задания на сравнение двух объектов или двух состояний одного и того же объекта, и находить не только различия, но и сходство.
Главное достоинство метода экспериментирования в условиях модернизации дошкольного образования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.