Татьяна Адурян
Народная культура как фактор социокультурной модернизации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях глобализации и интеграции мирового образовательного пространства возникает потребность в сохранении и совершенствовании национальной системы образования. В сложившейся ситуации народная культура как этнопедагогический феномен выступает одним из главных ориентиров развития современной системы образования. На детский сад, как один из первых социальных институтов с которым встречается ребёнок, возложена ответственная роль трансляции этнических и культурных ценностей, грамотной реализации педагогического потенциала народной культуры в процессе воспитания и обучения.
Публикация «Народная культура как фактор социокультурной модернизации дошкольного образования» размещена в разделах
Народная культура в контексте социокультурной модернизации образования обретает новое значение и требует глубокого осмысления с позиций педагогической науки и практики. Качественное и эффективное реформирование отечественного образования не представляется возможным без внедрения в образовательный процесс этнокультурного компонента как системообразующего и играющего важнейшую роль в творческом развитии личности.
Изучение народной культуры подрастающим поколением не только помогут сформировать художественный вкус, эстетическое отношение к действительности, а так же качественно развивать творческие способности ребёнка, благотворным образом влиять на формирование его национального самосознания [1]. Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями педагог создает у детей условия для формирования национального самосознания.
Национальное самосознание представляет собой приобретенное индивидом в ходе интернализации (процесса освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами) чувство принадлежности к определенной общности, помогающее ему самоопределиться и самореализоваться в сложном мире общественных отношений и межэтнических, в особенности [7]. Национальное самосознание, в нашем понимании, представляет собой приобретенное индивидом в ходе интернализации чувство принадлежности к определенной общности, помогающее ему самоопределиться и самореализоваться в сложном мире общественных отношений и межэтнических.
Исследователи по - разному определяют сущность национального самосознания, его особенности и структурные элементы. Одни утверждают, что национальное самосознание - это осознание принадлежности людей к определенной нации (народe, конкретно проявляющееся в употреблении ими единого названия нации (народа, другие определяют его как осознание общностью ценностей некоего культурного круга. Основными факторами, которые оказывали и оказывают в настоящее время на этническое самосознание, являются общность происхождения, этническая территория и границы, язык, этноним, культура, некоторые антропологические характеристики [6].
Одним из главных факторов, определяющим самосознание этноса, является его культура. В процессе формирования самосознания любого этноса огромное значение имеют специфические компоненты его культуры. При этом культура понимается в самом широком смысле этого слова, охватывающем образ жизни людей, материальные и духовные аспекты жизнедеятельности, оказывающие непосредственное влияние на целостность человеческого поведения, на адаптацию людей к окружающей среде. Народная культура проявляется практически во всех областях жизни этноса: в устройстве жилища и одежде, в фольклоре и воспитании детей и т. д.
Народная культура выступает своеобразным компонентом формирования национального сознания ребенка, способствует восстановлению и переосмыслению национальных ориентиров. Народная культура помогает сформировать мировоззрение ребенка, определить нравственные и поучительные принципы, поскольку в её средствах зачастую используются темы добра, зла, дружбы, любви, взаимопомощи.
Возможности народной культуры как фактора педагогического влияния в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения в своих трудах рассматривали многие выдающиеся учёные. Такие педагоги прошлого, как Коменский Я. А., Ушинский К. Д., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А. уделяли внимание изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Волков Г. Н., Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И, Агаджанян Н. А считали использование средств народной культуры важнейшим фактором формирования духовно – нравственной личности, её патриотического сознания и социальной культуры поведения [2].
Для глубокого сознания важности реализации педагогического потенциала народной культуры в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо обратится к трактовке самого понятия. Народная культура – это совокупность исходных форм жизнедеятельности народа, к которым относятся: уклад повседневной жизни, мифология и ритуальные действия, традиции, ценности, идеалы, моральные нормы, отношение к детям, женщинам, старикам, героям, преступникам. Значительную часть народной культуры составляют исторические предания, народные формы искусства : устное народное творчество - фольклор, народная музыка и инструменты, народные танцы, народная живопись, костюмы, украшения, предметы быта, народная архитектура [5, 7].
Реализация педагогического потенциала народной культуры подразумевает использование различных возможностей и её средств в образовательном процессе воспроизведение, передачу и сохранение традиционных ценностей, норм, смыслов и символов в педагогической деятельности субъектами образования.
Дошкольный возраст рассматривается учёными как период жизни сензитивный для активного изучения мира, человеческих отношений и формирования основных характеристик личности. Одной из основных задач дошкольного образования является воспитание самостоятельности, инициативности, активности, духовности и нравственности у ребёнка, у которого формируется чётко выраженная гражданская позиция, способность к постоянному самосовершенствованию.
Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
В связи свыше изложенным, можно считать одним из наиболее эффективных способов включения традиционной народной культуры в образовательный процесс метод целенаправленного постепенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным и возрастным особенностям личности в дошкольном возрасте [4].
Педагоги дошкольных образовательных учреждений должны способствовать обеспечению грамотной реализации педагогического потенциала народной культуры в процессе образовательной деятельности. На занятиях дети должны иметь возможность подробно знакомится с народной культурой, её художественно - эстетическим, познавательным, культурным и социальным содержанием и символическим, смысловым наполнением этнографическим материалом произведениями декоративно - прикладного искусства, учиться воспринимать и транслировать их художественно - образную выразительность.
Средства народной культуры, скрывающие в себе мощнейший педагогический потенциал, должны сегодня выйти из вырванного контекста, стать гармонично структурированной составляющей обучения, воспитания и просвещения, целой системой, органично встроенной в учебно-воспитательный процесс современной системы дошкольного воспитания.
Анализ ситуации в дошкольных образовательных учреждениях в России показывает, что народная культура, национальные традиции и ценности становятся неотъемлемыми компонентами современного образовательного процесса. Однако данные компоненты представляют собой мозаичные образования, искусственно внедренные в процессы воспитания и обучения. Как в детских садах, так и в других структурных компонентах системы российского образования. Данные процессы хаотичны, они не имеют серьезных научно-методологических оснований и, как следствие, обладают слабым педагогическим функционалом.
Прежде всего, отмечается недостаточная сформированность педагогических компетенций в области знаний народной культуры у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагоги недостаточно знают содержание и средства, возможности использования и включения элементов народной культуры в процесс образования. Многие педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением детей, к сожалению, не владеют и не соблюдают бытовые и культурные традиций, что также не способствует пониманию педагогом глубины народного воспитания.
Народная культура как основа всей русской культуры в контексте социокультурной модернизации дошкольного образования обретает новое звучание и требует глубокого осмысления с позиций педагогической науки и практики. Эффективное реформирование дошкольного образования не представляется возможным без внедрения в учебно - воспитательный процесс школы этнокультурного компонента как системообразующего и играющего важнейшую роль в творческом развитии личности [3].
В сложившихся условиях дошкольных образовательных учреждений формируется понимания важнейшей общественной миссии народной культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этнических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывают в человеке базовые нравственные ориентиры уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяют раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека [9].
Политика России в области образования направлена сегодня на активное включение в учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного компонента, в который входят нормы, ценности, традиции и смыслы, присущие русскому народу, способствующие формированию высоконравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей и творческой личности [8]. Функция современного детского сада заключается не только в социализации, обучении и воспитании детей, но и помощи в их будущем самоопределении, поиске своего «Я», становлении высоконравственного гражданина России, патриота с устойчивой гармонично структурированной системой ценностей, в центре которой в качестве смыслообразующего ядра находятся этнокультурные ценности. Отказ от этнокультурных ценностей в дошкольном возрасте может привести не только к падению общей нравственности и духовности общества в будущем, но и к глубокому морально-нравственному кризису нации, её обезличиванию, потере своей этнической идентичности и исторических корней.
Таким образом, в настоящее время ориентация на народную культуру является яркой характеристикой современной социокультурной модернизации образования и общества в целом. Прослеживается выраженная тенденция, связанная с интенсивными процессами межкультурного взаимодействия, регионализации, национального возрождения культур и народов России. Дошкольное учреждение, являясь одной из первых ступеней социализации, воспитания и обучения ребёнка должно использовать весь безграничный потенциал народной культуры, используя его системно и качественно в процессе обучения и воспитания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. – М. : Академия, 2007.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. ред. и высш. пед. учеб. Заведений /Волков Г. Н. – М. : Академия, 1999.
3. Гаврилова А. О. Феномен русской народной культуры в контексте социокультурной модернизации образования. Гаврилова А. О., Власюк И. В. – Волгоград. : Известия ВГПУ, 2015.
4. Михайлова Н. Г. Народная культура в современных условиях учеб. пособие /М-во культуры РФ отв. ред. Михайлова Н. Г. М. – Изд-во Рос. ин-та культурологии, 2000.
5. Нездемковская Г. В. Становление Этнопедагогики: учеб. пособие. / Нездемковская Г. В. – Москва. Эдитус: 2011.
6. Скворцов Н. Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб: СПбГУ, 1997.
7. Файзуллин Ф. С. Этническое сознание и этническая идентичность. Файзуллин Ф. С., Зарипов А. Я., Асылгу-жин Р. Р Уфа: Гилем, 2009.
8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
9. Цаллагова З. Б., Хайруллин Р. З. Народные традиции воспитания в этнопедагогическом наследии Г. Н. Волкова [электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-traditsii-vospitaniyav-etnopedagogicheskom-nasledii-g-n-volkova