МААМ-картинки

Народная культура как фактор социокультурной модернизации дошкольного образования

Татьяна Адурян
Народная культура как фактор социокультурной модернизации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях глобализации и интеграции мирового образовательного пространства возникает потребность в сохранении и совершенствовании национальной системы образования. В сложившейся ситуации народная культура как этнопедагогический феномен выступает одним из главных ориентиров развития современной системы образования. На детский сад, как один из первых социальных институтов с которым встречается ребёнок, возложена ответственная роль трансляции этнических и культурных ценностей, грамотной реализации педагогического потенциала народной культуры в процессе воспитания и обучения.

Публикация «Народная культура как фактор социокультурной модернизации дошкольного образования» размещена в разделах

Народная культура в контексте социокультурной модернизации образования обретает новое значение и требует глубокого осмысления с позиций педагогической науки и практики. Качественное и эффективное реформирование отечественного образования не представляется возможным без внедрения в образовательный процесс этнокультурного компонента как системообразующего и играющего важнейшую роль в творческом развитии личности.

Изучение народной культуры подрастающим поколением не только помогут сформировать художественный вкус, эстетическое отношение к действительности, а так же качественно развивать творческие способности ребёнка, благотворным образом влиять на формирование его национального самосознания [1]. Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями педагог создает у детей условия для формирования национального самосознания.

Национальное самосознание представляет собой приобретенное индивидом в ходе интернализации (процесса освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами) чувство принадлежности к определенной общности, помогающее ему самоопределиться и самореализоваться в сложном мире общественных отношений и межэтнических, в особенности [7]. Национальное самосознание, в нашем понимании, представляет собой приобретенное индивидом в ходе интернализации чувство принадлежности к определенной общности, помогающее ему самоопределиться и самореализоваться в сложном мире общественных отношений и межэтнических.

Исследователи по - разному определяют сущность национального самосознания, его особенности и структурные элементы. Одни утверждают, что национальное самосознание - это осознание принадлежности людей к определенной нации (народe, конкретно проявляющееся в употреблении ими единого названия нации (народа, другие определяют его как осознание общностью ценностей некоего культурного круга. Основными факторами, которые оказывали и оказывают в настоящее время на этническое самосознание, являются общность происхождения, этническая территория и границы, язык, этноним, культура, некоторые антропологические характеристики [6].

Одним из главных факторов, определяющим самосознание этноса, является его культура. В процессе формирования самосознания любого этноса огромное значение имеют специфические компоненты его культуры. При этом культура понимается в самом широком смысле этого слова, охватывающем образ жизни людей, материальные и духовные аспекты жизнедеятельности, оказывающие непосредственное влияние на целостность человеческого поведения, на адаптацию людей к окружающей среде. Народная культура проявляется практически во всех областях жизни этноса: в устройстве жилища и одежде, в фольклоре и воспитании детей и т. д.

Народная культура выступает своеобразным компонентом формирования национального сознания ребенка, способствует восстановлению и переосмыслению национальных ориентиров. Народная культура помогает сформировать мировоззрение ребенка, определить нравственные и поучительные принципы, поскольку в её средствах зачастую используются темы добра, зла, дружбы, любви, взаимопомощи.

Возможности народной культуры как фактора педагогического влияния в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения в своих трудах рассматривали многие выдающиеся учёные. Такие педагоги прошлого, как Коменский Я. А., Ушинский К. Д., Макаренко А. С., Сухомлинский В. А. уделяли внимание изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Волков Г. Н., Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И, Агаджанян Н. А считали использование средств народной культуры важнейшим фактором формирования духовно – нравственной личности, её патриотического сознания и социальной культуры поведения [2].

Для глубокого сознания важности реализации педагогического потенциала народной культуры в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения необходимо обратится к трактовке самого понятия. Народная культура – это совокупность исходных форм жизнедеятельности народа, к которым относятся: уклад повседневной жизни, мифология и ритуальные действия, традиции, ценности, идеалы, моральные нормы, отношение к детям, женщинам, старикам, героям, преступникам. Значительную часть народной культуры составляют исторические предания, народные формы искусства : устное народное творчество - фольклор, народная музыка и инструменты, народные танцы, народная живопись, костюмы, украшения, предметы быта, народная архитектура [5, 7].

Реализация педагогического потенциала народной культуры подразумевает использование различных возможностей и её средств в образовательном процессе воспроизведение, передачу и сохранение традиционных ценностей, норм, смыслов и символов в педагогической деятельности субъектами образования.

Дошкольный возраст рассматривается учёными как период жизни сензитивный для активного изучения мира, человеческих отношений и формирования основных характеристик личности. Одной из основных задач дошкольного образования является воспитание самостоятельности, инициативности, активности, духовности и нравственности у ребёнка, у которого формируется чётко выраженная гражданская позиция, способность к постоянному самосовершенствованию.

Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

В связи свыше изложенным, можно считать одним из наиболее эффективных способов включения традиционной народной культуры в образовательный процесс метод целенаправленного постепенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным и возрастным особенностям личности в дошкольном возрасте [4].

Педагоги дошкольных образовательных учреждений должны способствовать обеспечению грамотной реализации педагогического потенциала народной культуры в процессе образовательной деятельности. На занятиях дети должны иметь возможность подробно знакомится с народной культурой, её художественно - эстетическим, познавательным, культурным и социальным содержанием и символическим, смысловым наполнением этнографическим материалом произведениями декоративно - прикладного искусства, учиться воспринимать и транслировать их художественно - образную выразительность.

Средства народной культуры, скрывающие в себе мощнейший педагогический потенциал, должны сегодня выйти из вырванного контекста, стать гармонично структурированной составляющей обучения, воспитания и просвещения, целой системой, органично встроенной в учебно-воспитательный процесс современной системы дошкольного воспитания.

Анализ ситуации в дошкольных образовательных учреждениях в России показывает, что народная культура, национальные традиции и ценности становятся неотъемлемыми компонентами современного образовательного процесса. Однако данные компоненты представляют собой мозаичные образования, искусственно внедренные в процессы воспитания и обучения. Как в детских садах, так и в других структурных компонентах системы российского образования. Данные процессы хаотичны, они не имеют серьезных научно-методологических оснований и, как следствие, обладают слабым педагогическим функционалом.

Прежде всего, отмечается недостаточная сформированность педагогических компетенций в области знаний народной культуры у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагоги недостаточно знают содержание и средства, возможности использования и включения элементов народной культуры в процесс образования. Многие педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением детей, к сожалению, не владеют и не соблюдают бытовые и культурные традиций, что также не способствует пониманию педагогом глубины народного воспитания.

Народная культура как основа всей русской культуры в контексте социокультурной модернизации дошкольного образования обретает новое звучание и требует глубокого осмысления с позиций педагогической науки и практики. Эффективное реформирование дошкольного образования не представляется возможным без внедрения в учебно - воспитательный процесс школы этнокультурного компонента как системообразующего и играющего важнейшую роль в творческом развитии личности [3].

В сложившихся условиях дошкольных образовательных учреждений формируется понимания важнейшей общественной миссии народной культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этнических ценностей, составляющих основу национальной самобытности. Знание своей культуры и участие в культурной деятельности закладывают в человеке базовые нравственные ориентиры уважение к истории и традициям, духовным основам наших народов и позволяют раскрыть таланты, дарования и способности каждого человека [9].

Политика России в области образования направлена сегодня на активное включение в учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного компонента, в который входят нормы, ценности, традиции и смыслы, присущие русскому народу, способствующие формированию высоконравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей и творческой личности [8]. Функция современного детского сада заключается не только в социализации, обучении и воспитании детей, но и помощи в их будущем самоопределении, поиске своего «Я», становлении высоконравственного гражданина России, патриота с устойчивой гармонично структурированной системой ценностей, в центре которой в качестве смыслообразующего ядра находятся этнокультурные ценности. Отказ от этнокультурных ценностей в дошкольном возрасте может привести не только к падению общей нравственности и духовности общества в будущем, но и к глубокому морально-нравственному кризису нации, её обезличиванию, потере своей этнической идентичности и исторических корней.

Таким образом, в настоящее время ориентация на народную культуру является яркой характеристикой современной социокультурной модернизации образования и общества в целом. Прослеживается выраженная тенденция, связанная с интенсивными процессами межкультурного взаимодействия, регионализации, национального возрождения культур и народов России. Дошкольное учреждение, являясь одной из первых ступеней социализации, воспитания и обучения ребёнка должно использовать весь безграничный потенциал народной культуры, используя его системно и качественно в процессе обучения и воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. – М. : Академия, 2007.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. ред. и высш. пед. учеб. Заведений /Волков Г. Н. – М. : Академия, 1999.

3. Гаврилова А. О. Феномен русской народной культуры в контексте социокультурной модернизации образования. Гаврилова А. О., Власюк И. В. – Волгоград. : Известия ВГПУ, 2015.

4. Михайлова Н. Г. Народная культура в современных условиях учеб. пособие /М-во культуры РФ отв. ред. Михайлова Н. Г. М. – Изд-во Рос. ин-та культурологии, 2000.

5. Нездемковская Г. В. Становление Этнопедагогики: учеб. пособие. / Нездемковская Г. В. – Москва. Эдитус: 2011.

6. Скворцов Н. Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. СПб: СПбГУ, 1997.

7. Файзуллин Ф. С. Этническое сознание и этническая идентичность. Файзуллин Ф. С., Зарипов А. Я., Асылгу-жин Р. Р Уфа: Гилем, 2009.

8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

9. Цаллагова З. Б., Хайруллин Р. З. Народные традиции воспитания в этнопедагогическом наследии Г. Н. Волкова [электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-traditsii-vospitaniyav-etnopedagogicheskom-nasledii-g-n-volkova

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования» В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную.

Национальная культура — важное условие воспитания подрастающего поколения в условиях ФГОС дошкольного образования Народные традиции они есть и всегда будут неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимы, веками проверенным фактором.

НОД. ФЦКМ «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Воспитание уважения к.

Православная культура — фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников Слайд № 1. Православная культура – фактор формирования единой гражданской идентичности дошкольников. Слайд № 2. Дошкольный возраст - благоприятный.

«Народная культура и традиции». Проект .

Проект «Русская народная культура и быт» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №4 Чановского района Новосибирской области Краткосрочный.

Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Жедунова Елена Александровна, воспитатель,.

Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации комплексной программы модернизации образования Взаимодействие ДОУ и родителей как одно из условий реализации комплексной программы модернизации образования «Главный смысл и цель семейной.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства.

Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла Куклы – это одно из наиболее простых и в тоже время многогранно загадочных и интересных творений человека. Кукла - это ёмкий и иконичный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народная культура как фактор социокультурной модернизации дошкольного образования
Опубликовано: 5 августа 2019 в 11:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная культура как фактор социокультурной модернизации дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Адурян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД