Получи документы

Детское экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы детей среднего дошкольного возраста

Елена Попугаева
Детское экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация.

Ключевые слова:

А. С. Макаренко в своих педагогических сочинениях называл определяющую черту инициативности – готовность к совершению действий по собственному почину. Н. А. Короткова и П. Г. Нежнов рассматривают становление инициативы как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Н. Н. Поддъяков рассматривал инициативу детей как врожденное качество, данное природой, которое развивается в специально созданных условиях.

Публикация «Детское экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Н. Н. Поддъяков, А. И. Савенков считал, что эффективным средством и технологией развития инициативы является экспериментирование.

Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.

По мнению А. И. Савенкова, любой здоровый ребёнок настроен на исследование мира, он стремиться его понять. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для психического развития ребёнка, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию. К 3-5 годам элементарная исследовательская потребность преобразуется и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по исследованию субъективно нового, а уже к 5 годам дети пытаются найти ответ самостоятельно, пробуя экспериментировать. Доказано, что экспериментирование способствует развитию мышления (А. В. Брушинский, З. И. Калмыкова, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская, активизации познавательной и творческой деятельности (Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, В. В. Оконь, Б. Е. Райков, М. Н. Скаткин, способствует развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М. В. Кларин, В. Г. Маралов, В. В. Ситаров).

Наблюдается противоречие между потребностью в развитии инициативы детей среднего дошкольного возраста в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ и обоснования условий развития инициативы в процессе экспериментирования.

Недостаточная разработка проблемы развития инициативы детей средней группы в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования: «Экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы детей средней группы».

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития детской инициативы у детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Объект: процесс развития детской инициативы у детей среднего дошкольного возраста

Предмет: детское экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы у детей среднего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: Развитие инициативы у детей среднего дошкольного возраста в детском экспериментировании как педагогической технологии будет успешным при следующих условиях:

1. педагогами будет поддерживаться и стимулироваться стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и, будет создана необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда;

2. взаимодействие взрослых и детей разворачивается как исследовательское объединение, в котором обеспечивается постепенное овладение исследовательскими умениями через мини-исследования, создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом экспериментирования и формируется обстановка «радости общего открытия нового»;

3. позиция воспитателя развивается в зависимости от уровня инициативы ребенка, при этом преобладающими являются функции инициирования детской активности, стимулирования индивидуального выбора, побуждение и поддержка самостоятельных проявлений в экспериментировании при которых дошкольник будет помещен в ситуации выбора способов выполнения заданий и проблемных ситуаций.

Задачами исследования выступали следующие:

1. Провести анализ литературы по проблеме развития инициативы у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования экспериментирования как педагогической технологии.

2. Выделить критерии и методики оценки инициативы у детей среднего дошкольного возраста, а также организационно-педагогических условий.

3. апробировать в практической деятельности педагогичские условия развития инициативы у детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

4. Выявить эффективность проведенной работы.

Теоретико-методологической основой исследования выступали:

- учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б. Г. Ананьев, Л. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

- исследования проблемы развития исследовательской деятельности дошкольников (Н. Н. Поддъяков, А. В. Савенков и др.)

- концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (С. Л. Новоселова, В. А. Петровский и др.).

Надежность и достоверность результатов определяется применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам каждого этапа работы, опорой на современные исследования, использованием передового педагогического опыта.

Практическая значимость заключается в разработке условий развития инициативы у детей среднего дошкольного возраста в детском экспериментировании, которые могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений при построении образовательного процесса.

Огромный потенциал детского экспериментирования, его возможности и влияние на развитие личности ребенка, подвели Н. Н. Поддъякова к тому, что именно экспериментирование целесообразно считать ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

В качестве обоснования своей позиции, Н. Н. Поддъяков приводит следующие утверждения:

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации, ей необходимо учить. В деятельности экспериментирования ребенок воздействует различными способами на окружающие предметы и явления с целью их более полного познания.

Эта деятельность не задается взрослым, а строится самим ребенком.

2. В детском экспериментировании выражен момент саморазвития : в результате преобразования объекта ребенок открывает для себя его новые стороны и свойства, которые позволяют ему производить все более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть. Они предпочитают заниматься каким-то делом и при этом их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности осуществлять детское экспериментирование, психическое развитие затормаживается.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность, которая в онтогенезе возникает позднее деятельности экспериментирования.

Анализ исследований А. Н. Поддьякова, И. С. Фрейдкина, О. М Дьяченко и др. позволил нам выделить критерии и показатели проявления инициативы детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Критерии и показатели инициативы детей среднего дошкольного возраста

Критерий Показатель

Стремление проникнуть в сущность изучаемого явления 1. умения детей анализировать объект или явление;

2. умение выделять существенные признаки и стороны;

3. умение сопоставлять различные факты (представления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества);

4. умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Исследовательская активность 1. скорость включения в процесс экспериментирования;

2. количество предпринятых попыток на пути решения проблемы;

3. достижение результата или его отсутствие;

4. способность сделать и сформулировать вывод.

Стремление самостоятельно решить поставленную проблему 1. наличие самостоятельных пробующих действий;

2. осуществление попыток без помощи взрослых использовать разные предметы на столе для проверки своей гипотезы;

3. самостоятельность при постановке гипотезы, наличие самостоятельно сделанных выводов

Таким образом, детское экспериментирование определяется как особая форма поисковой деятельности, в которой выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Основными характеристиками детского экспериментирования выступают : наличие собственной активности детей; направленность на получение новых сведений и знаний, стремление проникнуть в сущность изучаемого явления, стремление самостоятельно решить поставленную проблему. Важность его организации заключается в том, что детское экспериментирование способствует развитию мыслительных операций, памяти детей, формированию реальных представлений о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающим миром и другими объектами, что отражается на уровне инициативы дошкольника.

Список литературы:

1. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М. : МозаикаСинтез, 2006. 523 с.

2. Выготский, Л. С. Психология [Текст]. - М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М. : ЭКСМО, 2005. 1136 с.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст]/ Иванова А. И. М. : ТЦ Сфера, 2004. 56 с.

5. Куликовская, И. Э., Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] : Учеб. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005. 80 с. 25.

6. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста[Текст]. - М. : Просвещение, 1996.

7. Поддъяков, Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст]// Педагогический вестник. – 1997. - №1. - С. 6.

8. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт[Текст]. - М., 2000.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников «Детское экспериментирование, как метод познавательного развития дошкольников» 2018-19 год Актуальность темы: Дошкольное детство.

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Актуальность. Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольники – маленькие исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста Педагогическая технология по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста «Ничто не является более тягостным для мудрого.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Посредством экологического воспитания дети дошкольного возраста испытают существенные трудности в анализировании, постановке целей, планировании,.

Синквейн — технология развития связной речи у детей дошкольного возраста Мы часто слышим о том, что современные дети другие. В последние годы отмечается замедленный развития детей, особенно это заметно в развитии.

Детское экспериментирование как педагогическая технология В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику.

Экспериментирование как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Экологическое воспитание на сегодняшний день не является основным направлением развития детей дошкольного возраста, однако оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2019 в 17:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Попугаева (УИ 416977) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД