Елена Попугаева
Детское экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
Ключевые слова:
А. С. Макаренко в своих педагогических сочинениях называл определяющую черту инициативности – готовность к совершению действий по собственному почину. Н. А. Короткова и П. Г. Нежнов рассматривают становление инициативы как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Н. Н. Поддъяков рассматривал инициативу детей как врожденное качество, данное природой, которое развивается в специально созданных условиях.
Публикация «Детское экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Н. Н. Поддъяков, А. И. Савенков считал, что эффективным средством и технологией развития инициативы является экспериментирование.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
По мнению А. И. Савенкова, любой здоровый ребёнок настроен на исследование мира, он стремиться его понять. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для психического развития ребёнка, разворачивающегося в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию. К 3-5 годам элементарная исследовательская потребность преобразуется и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по исследованию субъективно нового, а уже к 5 годам дети пытаются найти ответ самостоятельно, пробуя экспериментировать. Доказано, что экспериментирование способствует развитию мышления (А. В. Брушинский, З. И. Калмыкова, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская, активизации познавательной и творческой деятельности (Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, В. В. Оконь, Б. Е. Райков, М. Н. Скаткин, способствует развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М. В. Кларин, В. Г. Маралов, В. В. Ситаров).
Наблюдается противоречие между потребностью в развитии инициативы детей среднего дошкольного возраста в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ и обоснования условий развития инициативы в процессе экспериментирования.
Недостаточная разработка проблемы развития инициативы детей средней группы в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора темы данного исследования: «Экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы детей средней группы».
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития детской инициативы у детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Объект: процесс развития детской инициативы у детей среднего дошкольного возраста
Предмет: детское экспериментирование как педагогическая технология развития инициативы у детей среднего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: Развитие инициативы у детей среднего дошкольного возраста в детском экспериментировании как педагогической технологии будет успешным при следующих условиях:
1. педагогами будет поддерживаться и стимулироваться стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов, и, будет создана необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда;
2. взаимодействие взрослых и детей разворачивается как исследовательское объединение, в котором обеспечивается постепенное овладение исследовательскими умениями через мини-исследования, создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом экспериментирования и формируется обстановка «радости общего открытия нового»;
3. позиция воспитателя развивается в зависимости от уровня инициативы ребенка, при этом преобладающими являются функции инициирования детской активности, стимулирования индивидуального выбора, побуждение и поддержка самостоятельных проявлений в экспериментировании при которых дошкольник будет помещен в ситуации выбора способов выполнения заданий и проблемных ситуаций.
Задачами исследования выступали следующие:
1. Провести анализ литературы по проблеме развития инициативы у детей среднего дошкольного возраста в процессе использования экспериментирования как педагогической технологии.
2. Выделить критерии и методики оценки инициативы у детей среднего дошкольного возраста, а также организационно-педагогических условий.
3. апробировать в практической деятельности педагогичские условия развития инициативы у детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
4. Выявить эффективность проведенной работы.
Теоретико-методологической основой исследования выступали:
- учение о роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (Б. Г. Ананьев, Л. C. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);
- исследования проблемы развития исследовательской деятельности дошкольников (Н. Н. Поддъяков, А. В. Савенков и др.)
- концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (С. Л. Новоселова, В. А. Петровский и др.).
Надежность и достоверность результатов определяется применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам каждого этапа работы, опорой на современные исследования, использованием передового педагогического опыта.
Практическая значимость заключается в разработке условий развития инициативы у детей среднего дошкольного возраста в детском экспериментировании, которые могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений при построении образовательного процесса.
Огромный потенциал детского экспериментирования, его возможности и влияние на развитие личности ребенка, подвели Н. Н. Поддъякова к тому, что именно экспериментирование целесообразно считать ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
В качестве обоснования своей позиции, Н. Н. Поддъяков приводит следующие утверждения:
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации, ей необходимо учить. В деятельности экспериментирования ребенок воздействует различными способами на окружающие предметы и явления с целью их более полного познания.
Эта деятельность не задается взрослым, а строится самим ребенком.
2. В детском экспериментировании выражен момент саморазвития : в результате преобразования объекта ребенок открывает для себя его новые стороны и свойства, которые позволяют ему производить все более сложные и совершенные преобразования.
3. Некоторые дети не любят играть. Они предпочитают заниматься каким-то делом и при этом их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности осуществлять детское экспериментирование, психическое развитие затормаживается.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность, которая в онтогенезе возникает позднее деятельности экспериментирования.
Анализ исследований А. Н. Поддьякова, И. С. Фрейдкина, О. М Дьяченко и др. позволил нам выделить критерии и показатели проявления инициативы детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования, которые представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Критерии и показатели инициативы детей среднего дошкольного возраста
Критерий Показатель
Стремление проникнуть в сущность изучаемого явления 1. умения детей анализировать объект или явление;
2. умение выделять существенные признаки и стороны;
3. умение сопоставлять различные факты (представления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества);
4. умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Исследовательская активность 1. скорость включения в процесс экспериментирования;
2. количество предпринятых попыток на пути решения проблемы;
3. достижение результата или его отсутствие;
4. способность сделать и сформулировать вывод.
Стремление самостоятельно решить поставленную проблему 1. наличие самостоятельных пробующих действий;
2. осуществление попыток без помощи взрослых использовать разные предметы на столе для проверки своей гипотезы;
3. самостоятельность при постановке гипотезы, наличие самостоятельно сделанных выводов
Таким образом, детское экспериментирование определяется как особая форма поисковой деятельности, в которой выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Основными характеристиками детского экспериментирования выступают : наличие собственной активности детей; направленность на получение новых сведений и знаний, стремление проникнуть в сущность изучаемого явления, стремление самостоятельно решить поставленную проблему. Важность его организации заключается в том, что детское экспериментирование способствует развитию мыслительных операций, памяти детей, формированию реальных представлений о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающим миром и другими объектами, что отражается на уровне инициативы дошкольника.
Список литературы:
1. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. М. : МозаикаСинтез, 2006. 523 с.
2. Выготский, Л. С. Психология [Текст]. - М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
3. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М. : ЭКСМО, 2005. 1136 с.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст]/ Иванова А. И. М. : ТЦ Сфера, 2004. 56 с.
5. Куликовская, И. Э., Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] : Учеб. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005. 80 с. 25.
6. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста[Текст]. - М. : Просвещение, 1996.
7. Поддъяков, Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст]// Педагогический вестник. – 1997. - №1. - С. 6.
8. Поддьяков, А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт[Текст]. - М., 2000.