Наталья Белогородцева
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Китайская пословица.
«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний». Н. Н. Поддьяков.
Публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, манкой, капустой, мелом, воздушным шариком. Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. 2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Цветная манка Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветной манки (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.
Материалы: цветные мелки,, прозрачная емкость, манка, коробка с разноцветными мелками, банка с манной крупой, терка, миски, палочки, небольшие банки с крышками.
Описание. Взрослый просит детей отгадать, что у него в коробке и банке. Дети пробуют определить на ощупь. Дети проверяют свои предположения. Взрослый с детьми рассматривают содержимое. - Что это? Какого цвета манка. Что с ней можно делать? - Какого цвета мел? Какой на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? - Взрослый спрашивает: «Может ли манная крупа быть цветной? Хотите попробовать ее сделать цветной? - Для этого нам понадобится терка. Ты, Ванечка, натрешь на терке мел. Вот так (показ). - А тебе, Маша, другое задание, ты накладывай манку в миску. - Посмотрите, что произошло с мелом? (из твердого превратился в сыпучий). - Ваня, высыпай свой мел в миску. А ты, Маша, перемешивай получше. Какого цвета получилась манка? - А сейчас мы с Машей будем натирать мел другого цвета, а Ваня будет перемешивать. Что получилось? - А хотите сделать разноцветную манку? Для этого я насыпаю в прозрачную банку немного манки белого цвета. А теперь ты, Ваня, попробуй насыпать манку другого цвета. А теперь Маша попробует. Полюбуйтесь, какая красота у нас получилась! Что мы можем сделать с нашей разноцветной манкой? (Можно я возьму эту манку в детский сад, чтобы сделать красивые поделки с ребятами? Способ применение окрашенной манной крупы.
На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок, а потом на клей насыпать манную крупу. Стряхнуть лишний манку и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают детские рисунки.
В результате систематической организации деятельности детского экспериментирования у детей формируется :
Любознательность
Самостоятельность
Активность
Потребность в экспериментировании
Способность управлять своим поведением
Умение ставить цель, решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту.
Рекомендации:
• Замороженные шары
• Берёте воздушные шарики, капаете во внутрь пищевой краситель в каждый шарик, заливаете водой, завязываете, выносите на улицу, кладете на снег и оставляете их до замораживания. Шарики замерзают. Потом удаляете оболочку шариков. В результате остаются шары из цветного льда самых затейливых расцветок.
• Можно использовать для украшения участка детского сада зимой, других зимних мероприятий. Можно закапывать шары в снег, приминая их снегом и придавая разнообразные формы - вытянутые, овалами, другие причудливые формы. • После замораживания зрелище фантастическое.
Фокус с надуванием шарика в бутылке.
Подготовьте две пластиковые бутылки и два не надутых воздушных шара. Все должно быть одинаковым, за исключением того, что в одной бутылке в дне надо сделать незаметное маленькое отверстие. Натяните шарики на горлышки бутылок и заправьте их внутрь. Проследите, чтобы вам досталась бутылка с дырочкой. Предложите устроить соревнование: кто первым надует шарик внутри бутылки? Итог этого соревнования предрешен - ваш партнер не сможет даже чуть-чуть надуть шар, а у вас это прекрасно получится. Секрет фокуса в том, что для того, чтобы надувать шар в бутылке, понадобится место, куда он будет расширяться. Но вся бутылка уже заполнена воздухом! Поэтому шарику надуваться некуда. Чтобы это получилось, надо сделать в бутылке дырочку, через которую будет выходить лишний воздух.
Карандаши
Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода. Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой. Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Заключительная часть.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, а посему только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям. Поэтому заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога П. П. Блонского : «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
Спасибо за внимание!