Инга Тарасенко
Проблемные ситуации в поисково-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая часть.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-
творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей,
связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и
систематизацию.
Основой исследовательской деятельности являются :
- поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации;
Публикация «Проблемные ситуации в поисково-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения;
- исследовательская активность – это исследовать, открыть, изучить, все знать.
Исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому.
Существуют два основных видах исследовательской деятельности у дошкольников :
- активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы ее достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, волю;
- ориентировано-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучая детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.
Для того, чтобы добиться успешного усвоения детьми алгоритма действий, педагогу необходимо осуществлять по трем этапам.
На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения.
На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета).
На третьем этапе необходимо организовать деятельность детей, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение.
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям типы исследования:
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование – освоение родовитых отношений;
- путешествие по карте (освоение пространственных схем и отношений- представления о пространстве мира);
- путешествие по «карте времени» (освоение временных отношений.
Практическая часть
Младший возраст.
Проблемная ситуация №1. «К нам пришел ежик и плачет. У него случилась беда. Его пригласил на День рождения медвежонок. Ежик купил ему подарок – мыльные пузыри. Шел он по лесу. Устал. Сел на пене и разлил мыльные пузыри. Ежик очень расстроился. Как быть Как помочь ежику (сделать мыльные пузыри).
Как вы думаете, из чего сделаны мыльные пузыри?
Из какого мыла? (твердое, жидкое).
Попробуем сделать из твердого мыла. Получается (нет).
Пробуем из жидкого (нет).
Что необходимо? (добавить воду).
Пробуем, получилось.
Какие получились пузыри? (Красивые, маленькие, воздушные, мыльные).
Как сделать пузыри еще краше? (добавить краску)
Дуем в трубочки. (пошли цветные пузыри).
Ежик будет доволен нашей работой?
Предлагаю сделать в подарок медвежонку картину из мыльных пузырей (дети выполняют разными способами).
Старший возраст.
Проблемная ситуация №2,металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т. к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Проблемная ситуация №3, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.
Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.
Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.
Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.
Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.
Проблемная задача №1.
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка»
«Круглый стол»
Проблемные ситуации
в поисково-исследовательской деятельности
дошкольников
Подготовил воспитатель: Тарасенко И. В.
1 кв. категория
Тамбов
2018г