Стюхина
Детское экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», цель которого продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с веществами различной плотности.
Дети в обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют на вкус различные вещества, но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности.
Публикация «Детское экспериментирование как основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Чтобы организация совместной экспериментальной деятельности, дала положительные результаты, я стараюсь соблюдать два важных условия: становлюсь реальным участником, а не только его руководителем и стараюсь придать ему творческий характер. Итак, для мастер-класса мне нужны 2 человека. Уважаемые коллеги, я приглашаю вас.
Опыт №1 «Полосатый чай»
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой чашке чая была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Чай с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим– внизу.
Опыт №2 Волшебные пузыри.
В этом эксперименте используется : высокая бутылка, например, из-под воды, или емкость для сыпучих веществ, растительное масло, вода, пищевой краситель и шипучие таблетки которые выделяют углекислый газ при контакте с водой. Масла нужно много: заполните им бутылку чуть больше, чем наполовину.
Остатки долейте водой и подождите, когда вся вода окажется внизу. Теперь добавьте десять капель пищевого красителя.
Разломите шипучую таблетку на четыре части и роняйте по одному кусочку за раз в бутылку с маслом и окрашенной водой. Не переборщите: если сразу выделится слишком много углекислого газа, пузырьки получатся мельче, а эффект — менее интересным.
Из данного опыта можно сделать следующие выводы:
1) вода и масло не перемешиваются, потому что у них разная плотность.
2) пузырьки воздуха поднимаются вверх потому что они легче воды и масла.
Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо за внимание.