Папки-передвижки

Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Невейкина Татьяна
Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс

«Детское экспериментирование

в познавательно – исследовательской деятельности

дошкольников».

А у нас в саду дела – эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лед, то смешаем краски,

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке…

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.

Малыш — это природный исследователь окружающего мира. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Эксперименты в музыкальном направлении способствуют развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.

В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

А сейчас, уважаемые педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность «Экспериментов со звуком».

Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых. В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают нам понять, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек

Уважаемые коллеги, попробуем ответить на некоторые вопросы:

Что такое звук? (Это распространённые колебания, невидимых глазом, но воспринимаемых ухом человека и животного)

Как вы думаете какие бывают звуки (Музыкальные, шумовые и те которые мы произносим то есть речевые.).

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию инструмент мандолина. Посмотрите и вслушайтесь в звук, когда я трону струну инструмента и потом я ладонью дотронусь до струны ладонью.

Что произошло? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна, когда дотрагиваюсь она останавливается.

Предлагаю вам попробовать самим проделать то же самое.

Есть ли голос у деревянной линейки?

Педагогам предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижать к столу, а по свободному хлопать ладонью.

Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.)

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Откуда берется голос? (Из горла).

Давайте попробуем прошептать какое-нибудь слово, например, связанное с февральскими праздниками. Какие праздники мы отмечаем в феврале? «Масленица». (Шепчут слово)

А сейчас мы произнесем это слово так, чтобы услышали все (говорят вслух).

Что вы сделали для того, чтобы слово было услышано? (Сказали громким голосом).

Откуда выходили громкие звуки? (Из горла)

А теперь положите на горлышко свою руку и произнесите то шепотом, то громко слово «Масленица».

Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (В горле что-то дрожит).

Что вы почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Все спокойно, дрожания нет).

С чем можно сравнить голосовые связки? Голосовые связки можно сравнить с ниточками или волосом. Для того чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.

Так, почему же всё звучит?

Звуки нашего голоса, как и все окружающие нас звуки, представляют собой колебания воздуха или так называемые звуковые волны.

Можно ли увидеть звук?

Эксперимент «Можно ли увидеть звук?»

Нам понадобится:

• пластиковая бутылка,

• пищевая пленка,

• резинка, свеча.

Ход эксперимента:

Звук можно не только услышать, но и увидеть.

Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу, придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

Игра - эксперимент «Угадай, на чем играю»

Водящий надевает шляпу, которая закрывает ему глаза. 4 человека играют на металлофоне, бубенцах, колокольчике, треугольнике. Если водящий отгадал правильно, сообщаем ему об этом аплодисментами.

Одной из самых увлекательных форм музыкального экспериментирования, является рассказывание сказок-шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Сказка или стихотворение должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов стихотворение или сказка становятся более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом.

А сейчас мы сами попробуем разыграть небольшую сказку.

Времена года.

Ак будто все на перекличке

На сосульке капелька блестит, - льётся вода из лейки в таз

А поутру щебечут птички,

Как будто все на перекличке! - свистульки

А летом солнышко палит,

Ребят на реченьку манит,

Им весело плескаться, - шлепки по воде руками

Водичкой обливаться!

Но, вдруг, раздался страшный гром! - бой большого барабана

Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,

Все разбегаются домой! – хлопки в ладоши

Осенью порой тоскливой,

Идет дождик проливной, - пальцами по барабану

А листья шуршат так красиво, - сминать руками бумагу

И в лес нас зовут за собой!

Зимой злая вьюга кружится,

Снег под ногами хрустит, - сминать фольгу

Мчатся стремительно кони, - деревянные ложки

Слышится топот копыт!

Звон колокольчиков раздаётся, - бубенцы

Песня весёлая льётся! - игра под весёлую плясовую музыку

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Хочется поделиться опытом изготовления яркого и самобытного инструмента для детского музицирования - это флейта.

Сделать флейту не составит труда. Для этого нам понадобится: 7 коктейльных соломинок, картон и скотч.

Сначала отрезаем соломинки по длине так, чтобы разница между ними была около 1-1,5 см.

У нас самая длинная была 15,5 см, самая короткая - 5,5 см.

Потом выкладываем их на полоске скотча в ряд по росту так, чтобы верхние концы были на одной линии.

После этого еще раз обматываем весь ряд трубочек скотчем. Сверху трубок спереди и сзади для жесткости и красоты скотчем прикрепляем полоски картона. А нижние отверстия трубок залепляем кусочками пластилина. Инструмент готов!

Коллеги, предлагаю вам взять флейту и пополнить ваши музыкальные уголки.

Уважаемые коллеги, чтобы у вас укрепился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию моего мастер - класса (предлагаю буклет).

Рефлексия.

А сейчас, полезна ли была вам информация мастер – класса, я предлагаю прикрепить на мольберт карточки с изображением весёлого и грустного ребёнка.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНРДетское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование, как метод познавательно - речевого развития дошкольников с ОНР» Воспитатель Крылова.

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу.

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Экспериментирование» Тема: «Знакомство со свойствами воды и свойствами некоторых веществ» Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников.

Мастер-класс «Детское экспериментирование» Мастер-класс «Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ».

Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня вашему вниманию, я представляя мастер – класс по познавательно исследовательской деятельности.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности Мастер-класс для родителей детей 2 младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Забавные эксперименты» Дата проведения:.

Мастер-класс «Изготовление цветного песка». Детское экспериментированиеМастер-класс «Изготовление цветного песка». Детское экспериментирование Детство пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность,.

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Радужные жидкости» Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Радужные жидкости» Воспитатель Коротеева Юлия Юрьевна МБДОУ детский сад с.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников через экспериментирование Цель: Повышение своего теоретического уровня и компетентности с целью расширения представлений о развитии познавательно - исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 29 октября 2018 в 22:22
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Невейкина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД