Невейкина Татьяна
Мастер-класс «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
«Детское экспериментирование
в познавательно – исследовательской деятельности
дошкольников».
А у нас в саду дела – эксперименты снова,
Сам волшебник никогда не творил такого!
То растопим снег и лед, то смешаем краски,
Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке…
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер – класса «Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.
Малыш — это природный исследователь окружающего мира. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.
Эксперименты в музыкальном направлении способствуют развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.
В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
А сейчас, уважаемые педагоги, хотелось бы предложить Вам на практике попробовать эффективность «Экспериментов со звуком».
Эксперименты со звуком очень наглядные и интересные не только для детей, но и для взрослых. В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают нам понять, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек
Уважаемые коллеги, попробуем ответить на некоторые вопросы:
Что такое звук? (Это распространённые колебания, невидимых глазом, но воспринимаемых ухом человека и животного)
Как вы думаете какие бывают звуки (Музыкальные, шумовые и те которые мы произносим то есть речевые.).
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию инструмент мандолина. Посмотрите и вслушайтесь в звук, когда я трону струну инструмента и потом я ладонью дотронусь до струны ладонью.
Что произошло? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна, когда дотрагиваюсь она останавливается.
Предлагаю вам попробовать самим проделать то же самое.
Есть ли голос у деревянной линейки?
Педагогам предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижать к столу, а по свободному хлопать ладонью.
Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.)
Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)
Откуда берется голос? (Из горла).
Давайте попробуем прошептать какое-нибудь слово, например, связанное с февральскими праздниками. Какие праздники мы отмечаем в феврале? «Масленица». (Шепчут слово)
А сейчас мы произнесем это слово так, чтобы услышали все (говорят вслух).
Что вы сделали для того, чтобы слово было услышано? (Сказали громким голосом).
Откуда выходили громкие звуки? (Из горла)
А теперь положите на горлышко свою руку и произнесите то шепотом, то громко слово «Масленица».
Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (В горле что-то дрожит).
Что вы почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Все спокойно, дрожания нет).
С чем можно сравнить голосовые связки? Голосовые связки можно сравнить с ниточками или волосом. Для того чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали.
Так, почему же всё звучит?
Звуки нашего голоса, как и все окружающие нас звуки, представляют собой колебания воздуха или так называемые звуковые волны.
Можно ли увидеть звук?
Эксперимент «Можно ли увидеть звук?»
Нам понадобится:
• пластиковая бутылка,
• пищевая пленка,
• резинка, свеча.
Ход эксперимента:
Звук можно не только услышать, но и увидеть.
Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу, придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.
Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке. СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.
Игра - эксперимент «Угадай, на чем играю»
Водящий надевает шляпу, которая закрывает ему глаза. 4 человека играют на металлофоне, бубенцах, колокольчике, треугольнике. Если водящий отгадал правильно, сообщаем ему об этом аплодисментами.
Одной из самых увлекательных форм музыкального экспериментирования, является рассказывание сказок-шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Сказка или стихотворение должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов стихотворение или сказка становятся более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом.
А сейчас мы сами попробуем разыграть небольшую сказку.
Времена года.
Ак будто все на перекличке
На сосульке капелька блестит, - льётся вода из лейки в таз
А поутру щебечут птички,
Как будто все на перекличке! - свистульки
А летом солнышко палит,
Ребят на реченьку манит,
Им весело плескаться, - шлепки по воде руками
Водичкой обливаться!
Но, вдруг, раздался страшный гром! - бой большого барабана
Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,
Все разбегаются домой! – хлопки в ладоши
Осенью порой тоскливой,
Идет дождик проливной, - пальцами по барабану
А листья шуршат так красиво, - сминать руками бумагу
И в лес нас зовут за собой!
Зимой злая вьюга кружится,
Снег под ногами хрустит, - сминать фольгу
Мчатся стремительно кони, - деревянные ложки
Слышится топот копыт!
Звон колокольчиков раздаётся, - бубенцы
Песня весёлая льётся! - игра под весёлую плясовую музыку
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.
Хочется поделиться опытом изготовления яркого и самобытного инструмента для детского музицирования - это флейта.
Сделать флейту не составит труда. Для этого нам понадобится: 7 коктейльных соломинок, картон и скотч.
Сначала отрезаем соломинки по длине так, чтобы разница между ними была около 1-1,5 см.
У нас самая длинная была 15,5 см, самая короткая - 5,5 см.
Потом выкладываем их на полоске скотча в ряд по росту так, чтобы верхние концы были на одной линии.
После этого еще раз обматываем весь ряд трубочек скотчем. Сверху трубок спереди и сзади для жесткости и красоты скотчем прикрепляем полоски картона. А нижние отверстия трубок залепляем кусочками пластилина. Инструмент готов!
Коллеги, предлагаю вам взять флейту и пополнить ваши музыкальные уголки.
Уважаемые коллеги, чтобы у вас укрепился интерес к детскому экспериментированию, вы можете использовать полученную информацию моего мастер - класса (предлагаю буклет).
Рефлексия.
А сейчас, полезна ли была вам информация мастер – класса, я предлагаю прикрепить на мольберт карточки с изображением весёлого и грустного ребёнка.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.