Лилия Дронина
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать
Экспериментирование как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Слайд 1: Название работы.
Слайд 2: Актуальность. Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Слайд 3. Цель. Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Слайд 4. Задачи. Перед современными педагогами стоит задача - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Я считаю, что опытно-экспериментальная деятельность, наряду с игровой, как нельзя лучше способствует решению данной задачи, так как эти два вида детской деятельности оказывают существенное влияние на полноценное, разностороннее развитие личности ребёнка. Правильная организация этих двух данных детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Слайд 5: В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Стимулирует развитие речи, а так же развивает творческие способности.
Слайд 6. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать, а процесс обучения и воспитания в детском саду, как раз направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения любых целей в будущем
Слайд 7. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда : создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.
Слайд 8: В нашей педагогической деятельности, мы используем и проводим с детьми различные опыты и эксперименты в ходе НОД (непосредственно образовательной деятельности, и в образовательной деятельности в режимных моментах, во время прогулки. С водой, овощами, льдом, лупой, опыты на природе и тд.
Слайд 9. Опыт 1. Ворчливый шарик. Цель данного опыта – познакомить с движением воздуха, его свойствами, развивать наблюдательность, любознательность.
Слайд 10. Секрет сосновой шишки. Цель – познакомить с изменением формы под воздействием воды, развивать наблюдательность, смекалку.
Слайд 11. Тонет не тонет. Познакомить детей со свойствами различных предметов, закрепить такие понятия как тонет - тяжелый, не тонет – легкий.
Слайд 12. Извержение вулкана. Формировать умение у детей проводить опыты с использованием соды и уксуса, развивать осторожность и внимание, а так же наблюдательность.
Слайд 13. В процессе экспериментирования дети учатся :
• видеть и выделять проблему;
• принимать и ставить цель;
• решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
Слайд 14. Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность,
познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.
Слайд 15: Спасибо за внимание!