Лукьянова Алла
«Четыре стихии». Конспект познавательного занятия для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия «Четыре стихии»
(для детей 6-7 лет)
Воспитатель: Лукьянова А. В.
Задачи:
-познакомить детей с четырьмя стихиями: огонь, вода, воздух, земля с их происхождением, причинами их возникновения
-развивать творческое мышление и воображение
-воспитывать интерес к окружающему миру
Предварительная работа: просмотр презентаций, видеороликов, фрагментом из фильма «Живая планета», чтение литературы: Е. Покровский «Маленькая энциклопедия большого мира», А. Шапиро «Небо. Вода. Земля. Огонь. Четыре стихии в рассказах для дошкольников»
Материал и оборудование: интерактивная доска, презентация: «Четыре стихии», «Круговорот воды в природе», иллюстрации или картинки с изображением каждой стихии, музыка, соответствующая каждой стихии, материалы для рисования (цветные карандаши, бумага, небольшие предметы, символизирующие стихии (камни, вода в стакане, свеча, ватные шарики, глобус, схемы-рисунки, поясняющие зарождение этих бедствий.
Ход занятия
Этап привлечения внимания, актуализации знаний
Рассматривание глобуса и беседа: как называется наша планета? Что есть на ней? (ориентировать на изображенные цвета). Что каким цветом обозначено?
Какого цвета больше всего на глобусе? Что это означает? (что на земном шаре больше всего воды)
Рассказ воспитателя о 4-х стихиях: вокруг нас есть 4 мира - 4 стихии: земля, воздух, вода, огонь. Некоторые из них мы видим всегда и можем их потрогать, одну из них мы иногда видим и потрогать ее нельзя, а еще одну мы не видим совсем и потрогать мы ее не можем. Вы хотите разобраться, когда стихии приносят человеку пользу, а когда – вред? Тогда я предлагаю вам побыть исследователями. Мы будем сейчас изучать природные стихии.
Этап становления детской цели
Просмотр презентации «Четыре стихии». Что у нас под ногами? - земля. Мы ее видим? Можем потрогать? Рассказать об агрегатных состояниях земли (доступно: бывает холодной, теплой, сырой, сухой.).
Без чего совсем не может обойтись человек? - без воды. Рассказ об агрегатных состояниях воды, (схема «Круговорот воды в природе»).
Рассказ воспитателя: вода – самое обыденное и, в то же время, удивительное вещество на земле. Она нас кормит и поит; сама жизнь зародилась именно в воде – из нее вышли на сушу все земные существа, а соленая морская вода все еще плещется в наших жилах – это соленая кровь, без которой жизнь невозможна. Словом, где нет воды, там нет ничего живого. Не зря существует поговорка, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. И если вода – наш верный друг, то мы должны знать о ней абсолютно все. Вот и проверим наши знания – перечислим все ее положительные характеристики, назовем моменты, когда вода бывает по-настоящему доброй.
(Рассказы детей)
В таком же плане рассказать об огне и воздухе. Провести несложные опыты с огнем «Горит не горит?» (бумага, дерево, ткань, камень,
земля, металл, чем можно тушить? (водой или толстой тканью) - объяснить.
Опыт с воздухом - собирание воздуха в кулек и надувание шаров, (тоже
все действия сопровождать объяснениями)
Рассматривание рисунков-схем о зарождении различных бедствий (доступных объяснению). Например: гроза, вулкан - землетрясение, наводнение, пожар.
Рассказ о том, как человек научился управлять этими стихиями с наглядным материалом.
Игра: «Четыре стихии».
Правила игры: участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух".
Если водящий сказал слово "земля", то тот, кто поймал мяч, должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное. При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ. При слове "воздух" называются птицы. При слове "огонь" все должны помахать руками. Затем мяч возвращают водящему. Если игрок ее успел назвать слово или ошибся – он «платит» фант, или меняются местами с водящим и игра продолжается.
Рисование опасных явлений четырёх стихий: «Шторм», «Буря», «Наводнение», «Пожар», «Ураган и ливень», «Вулкан», «Камнепад».
Рассказ воспитателя об опасных природных явлениях и правилах поведения в природе.
Рефлексия: что нового вы сегодня узнали? Как человек научился предупреждать опасные природные явления? Как надо себя вести, если…
Сегодня вы нарисовали опасные явления в природе и понимаете, как надо себя вести в природе.