Екатерина Кутищева
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Дерево и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности : опытно-экспериментальная
Задачи:
Образовательные задачи : познакомить детей со свойствами дерева, уточнить знание детей о значении дерева в жизни человека.
Развивающие задачи: способствовать развитию речь и обогащению словарного запаса детей. Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Дерево и его свойства“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Воспитательные задачи: воспитание познавательного интереса; усидчивости и аккуратности в работе, воспитание у детей умение слушать воспитателя, сверстников.
Предварительная работа: оформление мини-музея «Изделия из дерева», беседы о свойствах материалов.
Материалы и оборудование: халаты, проектор, ноутбук, предметы (бумага, ткань, гвоздик, деревянные брусочки – маленький и побольше, таз с водой, полено, 2 стакана (деревянный и стеклянный, пластмассовые шарики небольшого размера, кусочек пластилина (по количеству детей, карандаш, точилка, деревянные предметы (ложка, стаканчик, разделочная доска и др., конверты разных цветов, разрезные картинки деревьев (Клён, дуб, берёза, рябина, свечка.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводная часть.
Активизация внимания, речи, мотивация к деятельности
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Хотите быть исследователями?
- Ребята, посмотрите, что у меня для вас есть (конверты разных цветов). Возьмите их и посмотрите, чем они отличаются? (Цветом.)
-Разбейтесь на команды по цветам и подойдите к столам с тем же цветом, что и ваш конверт. Теперь откройте их. Ваша задача собрать картинку, из тех частей, что у вас есть. Что же у вас получилось? (Деревья.)
Воспитатель: А какие? (Клён, дуб, берёза, рябина.)
Воспитатель: Эти деревья очень разные, но всё же сходство в них есть. Как вы думаете какое? (У всех деревьев есть корень, ствол и крона.)
Воспитатель: А что же необходимо дереву, чтобы оно выросло высоким? (Вода, свет, питательные вещества.)
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы многое знаете о деревьях. А хотелось бы вам узнать о них ещё больше?
Воспитатель: Хорошо, как узнать названия деревьев? (По внешнему виду.)
Воспитатель: Деревья не все одинаковые. Какие из них можно назвать лиственными и почему? (дуб, береза, каштан, тополь. Они называются лиственными, потому что на них растут листья.)
-Какие из них хвойные? (Сосна, ель, потому что на их ветвях вместо листьев хвоя)
Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны? (Деревья очищают воздух.)
Воспитатель: Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина
Древесина - это плотный материал из срубленного дерева (повторить)
Воспитатель: Что изготавливают из древесины? (мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями.
Основная часть.
Дерево легкое, не тонет.
Воспитатель: Итак, на столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?
Воспитатель: А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?
Воспитатель: А теперь возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему?
Воспитатель: А сейчас возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему?
Воспитатель: Если дерево в воде не тонет, что стали строить люди из него? (Стали строить лодки и корабли.)
Воспитатель: Итак, первое свойство дерева мы выяснили. Кто его может назвать? (Оно легкое и не тонет.)
Дерево сохраняет тепло.
Воспитатель: Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство. Возьмем две кружки, деревянную и стеклянную с теплой водой. Как вы думаете, какая кружка долго сохраняет тепло?
Воспитатель: Чтобы это доказать, нам нужно подождать и посмотреть, в какой кружке вода останется теплой.
Воспитатель пока убирает два стакана в сторону и переходит к следующему эксперименту
Дерево горит.
Воспитатель: Мы посмотрим, может ли дерево гореть. Зажжем для начала нашу свечку. Я подношу лучину к огню и что мы с вами видим?
Воспитатель: Какой из этого можно сделать вывод?
Воспитатель: Правильно, ребята. Поэтому из деревьев делают дрова, чтобы можно было топить печь или разводить костер.
Воспитатель: А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала? (Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар)
Воспитатель: Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся.
Воспитатель: «Вы запомните друзья – спички детям брать нельзя!»
«Дерево - прочный материал, но поддается обработке»
Воспитатель: Возьмите пластилин. Отщипните от него кусочек. Возьмите бумагу, оторвите кусочек. Теперь возьмите деревянный брусок в руки и постарайтесь сделать тоже самое. Удалось ли вам это сделать?
Воспитатель: А сейчас возьму карандаш (он сделан из дерева). И поточу его с помощью точилки. Мне это удалось. Какой можно сделать вывод из всего, что мы сейчас сделали? (Дерево прочный материал, но оно поддается обработке (с помощью ножа, топора и других инструментов).
- Поэтому из дерева делают разные предметы.
Воспитатель: Посмотрите, как много разных предметов можно сделать из дерева (показ).
Воспитатель: А теперь давайте вернемся к тому эксперименту, с которым мы не закончили. Мы убрали в сторонку два стакана. Стеклянный и деревянный. В них мы налили теплой воды. И сейчас узнаем, какой стакан лучше сохраняет тепло. (В деревянной кружке вода теплая. А в стеклянной кружке вода быстро остыла.)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (дерево сохраняет тепло.)
Воспитатель: Мы с вами выяснили еще одно свойство дерева. Назовите его дети.
Чудесные спички
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Подведение итогов
Воспитатель: А теперь повторим то, что мы сделали за занятие, что узнали интересного о деревьях.
1. Дерево не тонет в воде.
2. Оно не прозрачное.
3. Дерево шершавое.
4. Удерживает тепло.
5. Легко поддаётся обработке.
6. Дерево горит.
Переход от НОД в режимный момент
Ребята, мне было очень приятно вместе с вами изучить свойства дерева. Вы молодцы. А теперь нужно возвращаться в группу, где вы сможете поделиться своими знаниями с другими ребятами.