Получи документы

Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами

Светлана Мирзина
Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами
▼ Скачать + Заказать документы

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

В наше время значительно выросли требования к физическому развитию детей. Этой проблемой необходимо заниматься с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и до выпуска его в школу. Таким образом наиболее актуально и значимо среди всех направлений, которые должны быть реализованы в дошкольном учреждении (в соответствии с ФГОС) является образовательная область «Физическое развитие». Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Дошкольное образование, как первое звено образования претерпело серьёзные изменения. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. об утверждении «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», физическое направление в развитии дошкольника наиболее актуально и значимо. В практике детского сада широко используются разные виды игр, но среди многообразия следует выделить те, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами и направленные на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими участниками. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Одной из задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.

Публикация «Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами» размещена в разделах

Актуальность темы:

Современные дети мало двигаются. Мало играют в подвижные игры, из – за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Данная тема актуальна в наше время, так как для развития творчества и воображения у дошкольников одним из средств является подвижная игра, так как дети сами придумывают к ней варианты игр, правила, что дает свои плюсы для развития воображения.

Игра – средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л. И. Чулицкая, Е. А. Аркин, М. М. Конторович, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, а позднее В. М. Богусловская, А. И. Быкова, А. И. Сорокина и др. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

В. В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка.

Подвижная игра - это сложное эмоционально-окрашенная двигательная деятельность обусловленная правилам (А. Р. Кенеман).

По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил». Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Методика проведения подвижных игр включает в себя отбор игр, объяснение игры, распределение ролей, руководство в ходе игры, подведение итогов. Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях. Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

Наблюдая за игровой деятельностью в режимных моментах и на прогулке, можно узнать, как дошкольник владеет подвижной игрой. Знает ли правила игры, проявляет ли он инициативу, как часто он играет в подвижные игры. После таких наблюдений прослеживаются недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Недостатки в результатах Недостатки в основном процессе В условиях профессиональной деятельности

Однообразие подвижных игр с правилами Недостаточное взаимодействие детского сада с родителями по их знакомству с подвижными играми Отсутствие спортивного зала

Ребенок не проявляет любознательность (не задает вопросы о правилах игры) Недостаточные знания в профессиональной деятельности (отсутствует опыт работы) Отсутствие деятельности воспитателя с педагогом физической культуры

Ребенок не слышит взрослого, не подчиняется правилам игры Отсутствие в работе педагога новых форм и методов Отсутствие инвентаря спортивного для организации игр и спортивных праздников

У ребенка слабо развито воображение не умеет подражать ( например: прыгать, как зайчик); Недостаточно запланировано подвижных игр с правилами Отсутствие современных методических пособий (мультимедийные дидактические игры) и техники

Дети не могут справедливо оценивать результаты игры Не способствует сохранению интереса у ребенка к подвижной игре Недостаточно учебно – методической литературы

В связи с этим возникают противоречия. Использование в работе подвижных игр с правилами требует использование спортивного зала, спортивного инвентаря, физинструктора, но образовательная организация не располагает финансовыми ресурсами в достаточной мере. Для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относиться к окружающим. Не все педагоги владеют методикой по проведению подвижных игр с правилами.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Анализ работы ДОУ указывает на существующие недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности, что является препятствием для успешного освоение дошкольников физического аспекта, как «Подвижные игры с правилами».

Исходя из противоречия можно сформулировать проблему:

Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста подвижными играми необходимо использование педагогом новых форм и технологий в образовательной деятельности.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Возможные достижения ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевой ориентир Конкретизация этого ориентира либо с темой или возрастом Пример проявления в речи или действие ребенка

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании и др; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в выборе подвижной игры;

сам придумывает игру, устанавливает правила

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение целевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности - пополняет словарный запас (называет игру, проговаривает правила,

используя народный фольклор проговаривает считалки)

Называет игру, проговаривает правила,

используя народный фольклор, проговаривает считалки

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими - движения становятся более осознанными и носят преднамеренный характер;

- дети выполняют различные движения в изменяющихся условиях, ориентируются в обстановке;

- ребенок имеет хорошо развитую крупную и мелкую моторику. Выполняет разные виды ходьбы, бег в подвижных играх; выполняет упражнения с предметами;

догоняет сверстника.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены - развивается способность понимать задачу, поставленную взрослым, самостоятельно выполнять указания педагога;

- выполнение правил требует от детей выдержки, сосредоточенности внимания, торможения, ловкости, наблюдательности, действовать в соответствии с установленными правилами или согласно договорённости;

- дети заинтересованы результатом игры, в связи с этим в игры включаются коллективные соревнования; исполняет различные роли (водящего, судьи, организатора игры)

доводит игру до конца

играет по правилам;

уважительно относится к участникам игры

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Подвижные игры с правилами – это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и двигательными заданиями:

- сюжетные («Зайцы и волк»,игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (пожарный, шофер и т. п., средствах транспорта (автомобиль, поезд, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.

- бессюжетные («Ловишки», «Придумай фигуру» Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.

- игровые упражнения (в них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от него самого.)

- игры – забавы (в работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. (бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами).

- игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку».) В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет, в младших группах их не проводят.)

Организация работы с детьми по овладению подвижными играми планируется с использованием разных видов образовательной деятельности.

Двигательная деятельность :

• Организация подвижных игр на свежем воздухе в соответствии с временем года:

Осень

«Найди себе пару» (Развитие у детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; уточнить знания цвета).

«Краски» (Закрепление знаний цвета и оттенков; совершенствовать навыки основных движений).

Зима «Тише едешь, дальше будешь»(Формирование и закрепление навыков счета, развитие внимательности, координации движений, быстроты реакций, двигательных функций детского организма).

«Совушка» (Развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения, умение выполнять движения по сигналу).

Весна

«Самолёты» (Развивает ориентировку в пространстве, анализ своих действий, давать оценку действий других детей; развивать ловкость увертливость в беге).

.«Резиночки» (Развитие координации, выносливости, прыжкам на двух и на одной ноге, воображения).

• Организация игр на формирование интереса к соревновательной стороне игры (соревнование в ловкости, смелости, быстроте, смекалке, организованности). «Кто первый через обруч к флажку», «Чье звено скорее соберется», «Перемени предмет».

Игры-забавы на зимней прогулке: «Бег по следам», «Горелки», «Зарница», «Гонки снежков».

• Организация праздников и развлечений («Богатырские состязания», «Мы сильны, мы дружны», «Проводы Масленицы»)

Изобразительная деятельность (конструирование)

• Оформление физкультурного уголка (изготовление масок, шапочек, атрибутов для подвижных игр.)

Познавательную деятельность :

• Создание проекта «Народные игры нашего детства» («Караси» - русская, «Колечко-колечко» - белорусская, «Море волнуется» - эстонская, Съедобное - несъедобное» - русская и другие)

Продуктивная деятельность :

• Создание мини-музея об истории народных игр.

• Разучивание с детьми считалок.

• Просмотр мультфильмов («Двенадцать месяцев», «Гуси-лебеди»)

• Выставка рисунков «Мои любимые подвижные игры».

Виды деятельности Форма организации деятельности детей На что направлено

Игровая Подвижные игры (в том числе народные, сюжетные и бессюжетные подвижные игры, подвижные игры с использованием предметов. Развитие игровой деятельности детей, приобщение к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Изобразительная Изготовление атрибутов и масок к подвижным играм, шапочек. Развитие творчества, самостоятельности.

Двигательная Организация подвижных игр на свежем воздухе в соответствии с временем года; игры на формирование интереса к соревновательной стороне игры; организация праздников и развлечений. Накопление и обогащение двигательного опыта детей, развитие физических качеств.

Трудовая деятельность Поручения связанные с расстановкой игрового оборудования для проведения подвижных игр, спортивных досугов Формирование умения выполнять поручения, доводить начатое дело до конца.

Изменения в содержании образовательного процесса.

В осуществление воспитательно – образовательной деятельности по разделу «Физическое развитие», а именно: овладение детьми старшего дошкольного возраста подвижными играми с правилами, нужно внести изменения. Работа по данному направлению должна строиться в соответствии с принципами:

- при подборе подвижных игр с правилами нужно учитывать возрастные возможности и особенности здоровья детей;

• - разнообразить подвижные игры с учетом интереса детей;

• - при организации подвижных игр с правилами использовать различные приемы и методы работы с детьми;

• - для ознакомления детей с подвижными играми с правилами использовать средства ИКТ;

• - использовать инновационные формы взаимодействия с семьей для ознакомления родителей с подвижными играми и использования их в семейных досуга;

Любая организация двигательной деятельности детей в ДОО не способна полностью решить задачи их физического развития без активного участия в этом процессе родителей. Раннее сотрудничество дошкольного учреждения и семьи позволяет создать наиболее эффективную программу развития ребенка, предусматривающую формирование его здоровья, развитие физических качеств и двигательной активности.

Для реализации поставленных задач используют такие формы работы с родителями:

• • Педагогическое просвещение родителей по вопросам приобщения детей к физической культуре;

• • Открытые дни для родителей, с целью ознакомления их с подвижными играми. •Досуги, спортивные праздники совместно с родителями;

• • Консультации педагогов и специалистов;

• • Собеседование с родителями об успехах и проблемах ребенка по физическому развитию.

Изменения в средствах обучения и воспитания.

• Для более успешной работы по овладению детьми подвижными играми с правилами необходимо использовать:

• - мультимедийные пособия по данному направлению;

• - достаточное количество спортивного оборудования и инвентаря;

• - художественную литературу (считалки, стихи);

• - различные атрибуты к подвижным играм.

• учитывать тип их конституции и состояние здоровья.

Методы контроля:

Диагностика уровня физической подготовленности старших дошкольников по методике Хухлаевой Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»

• Карта наблюдений за овладением детьми старшего дошкольного возраста подвижными играми.

Критерии наблюдений сюжетные игры бессюжетные игры игры-эстафеты

всегда редко никогда всегда редко никогда всегда редко никогда

соблюдает правила

проявляет интерес к результату игры

самостоятельность

двигательное творчество

преодолевает трудности в игре

проявляет инициативу

умение имитировать движения

организованность подвижной игры

Публикации по теме:

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами Опыт работы на тему: «Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми.

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры в процессе знакомства с русскими народными подвижными играми «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры через знакомство с русскими народными подвижными играми»В настоящее время растет интерес.

Консультация для воспитателей. Организация и руководство подвижными играми на прогулках Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей, и одним из важных ее разделов является подвижная игра. Подвижная игра занимает.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через знакомство с народными подвижными играми Зауралья» Тип проекта: краткосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный. Актуальность. Необходимость приобщения молодого поколения к.

Игры с правилами. Конспект совместной игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у волшебника» Задачи: Учить детей взаимодействовать по правилам игры. Развивать умение следить за соблюдением правил, способность посмотреть на ситуацию.

Содержание работы по овладению русским языком у иноязычных детей дошкольного возраста Сейчас, в детских садах очень много детей разной национальности (украинцы, армяне, азербайджанцы, таджики, узбеки, цыгане). Основная задача.

Совместная деятельность педагога с детьми «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста» Цель деятельности: продолжать формирование умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста Задачи:.

Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР Приоритетным направлением государственной политики в сфере образования.

Организация деятельности педагога по подготовке дошкольников к овладению письмом ЗАЩИТНОЕ СЛОВО (СЛАЙД 1) Уважаемая комиссия, уважаемые студенты, разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 14:16
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельность педагога по овладению детьми дошкольного возраста подвижными играми с правилами» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мирзина (УИ 370101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД