Яна Копычева
Организация деятельности педагога по подготовке дошкольников к овладению письмом
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАЩИТНОЕ СЛОВО
(СЛАЙД 1) Уважаемая комиссия, уважаемые студенты, разрешите представить вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОВЛАДЕНИЮ ПИСЬМОМ».
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы формирования готовности к обучению в школе, что прослеживается в законе об образовании, этот вопрос в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится актуальней. Программа первого класса построена так, что раздел поэлементного написания букв и цифр сведен до минимума, и уже с первых недель требует от ребенка безотрывного написания слов.
Публикация «Организация деятельности педагога по подготовке дошкольников к овладению письмом» размещена в разделах
Профессор М. М. Кольцова указывает на то, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики. Также она утверждает, что при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.
Современное общество - мир компьютерной техники. Повседневная замена игровых упражнений компьютером снижает развитость мелкoй моторики. Облегченность нажатия клавиши не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук, что в свою очередь оказывает влияние на развитие речи.
Все это свидетельствует об актуальности исследования процесса развития у современных дошкольников мелкой моторики и других психофизиологических механизмов, необходимых для подготовки их к овладению письмом.
(СЛАЙД 2) цель исследования, заключается в разработке и теоретическом обосновании комплекса упражнений, направленного на подготовку дошкольников к овладению письмом.
(СЛАЙД 3) В соответствии с целью были определены объект и предмет исследования, представленные на слайде.
(СЛАЙД 4) В исследовательской работе, было выдвинуто предположение, что подготовка дошкольников к овладению письмом будет эффективной, если в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения использовать методические приемы, которые направлены на развитие мелкой мотoрики, на формирование координации движений, на развитие умения звукового анализа cлов, и включать эти приемы в разнообразные виды деятельности детей.
. (СЛАЙД 5)В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены задачи работы, представленные на слайде
(СЛАЙД 6) Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические и эмпирические.
(СЛАЙД 7) Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме подготовки дошкольников к овладению письмом позволило рассмотреть следующие аспекты этой проблемы:
- психологическое содержание процесса письма,
- содержание работы по подготовке дошкольников к овладению письмом,
- методические приемы формирования готовности детей к овладению письмом, в разных видах деятельности.
Проанализировав методические рекомендации для педагогов ДОУ по подготовке дошкольников к овладению письмом, можно смело утверждать что при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Поэтому при подготовке к овладению письмом важен весь процесс речевого развития дошкольников в детском саду : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, сформированность фонематических процессов и развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и пространственной ориентировки.
Особую роль в подготовке руки к письму играет ручной труд. Однако анализ психолого-педагогической литературы и практики свидетельствует, что возможность ручного труда не используется в полной мере для подготовки руки дошкольников к овладению графикой письма. Также проанализировав такие программы как («Детство», «Радуга», «От рождения до школы») мы пришли к выводу, что не во всех программах четко прописана деятельность педагога по подготовке дошкольников к овладению письмом.
В ходе исследования мы проводили опытно-поисковую работу на базе МБДОУ № 20 «Подснежник» п. Рефтинский в подготовительной группе. (СЛАЙД) Работа проходила в три этапа представленных на слайде
Изучение готовности дошкольников к овладению письмом осуществлялось путем проведения специальных методик
1. «Дорожки» /По Л. А. Венгеру 2. «Вырезание круга»
3. «Продолжи узор»
4. Методика на исследование звукового анализа слова.
которые включали простейшие и понятные детям речевые задания, двигательные задачи, специальные тестовые задания, задания направленные на звуковой анализ, позволяющие судить о степени речевой готовности, развитии мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
(СЛАЙД) Уровень готовности дошкольников к овладению письмом определяется по следующим критериям, представленных на слайде:
• Точность движений;
• Координация движения руки и глаза;
• Готовность руки к овладению графикой письма;
• Звуковой анализ слова;
Были определены такие уровни, как:
Высокий уровень подразумевает, что ребенок самостоятельно, аккуратно и точно выполняет все данные педагогом задания.
Средний уровень - при выполнении задания у ребенка возникают затруднения, он допускает незначительные ошибки, но старается выполнить задания самостоятельно.
Низкий уровень – ребенок не может самостоятельно справится с заданием, либо отказывается его выполнять.
(СЛАЙД диаграмма) Оценка воспитанников по выше представленным критериям через ряд проведенных диагностических упражнений показывает, что большинство испытуемых справились с заданиями на среднем уровне, при выполнении заданий дети допускали не значительные ошибки, но старались выполнить задание самостоятельно и ответственно подходили к работе.
Нами был разработан и проверен на практике комплекс упражнений, направленный на подготовку дошкольников к овладению письмом
(СЛАЙД) Задачи, которого представлены на слайде.
1. формировать внимание и контроль за собственными действиями;
2. создание условий для развития координации, точности движений;
3. развитие звукового анализа слова;
4. создание условий для подготовки руки к овладению графикой письма.
(СЛАЙД) Комплекс, включает упражнения разной направленности представленных на слайде.
Также выделяются комплексные упражнения, направленные на развитие всех необходимых для обеспечения готовности к овладению письмом психофизиологических функций.
После выполнения комплекса упражнений в течении года, направленных на подготовку дошкольников к овладению письмом,
.(СЛАЙД) была снова проведена диагностика по тем же методикам, что и на начало учебного года с целью: проверить эффективность педагогической работы, направленной на обеспечение готовности дошкольников к овладению письмом.
(СЛАЙД) На основании полученных данных можно утверждать, что в результате применения комплекса упражнений направленного на подготовку дошкольников к овладению письмом, у детей повысился уровень готовности к овладению письмом.
И выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.
(СЛАЙД) Спасибо за внимание.