наташа наумова
Цветотерапия как стимулятор эмоционального состояния, творческого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Цветотерапия как стимулятор эмоционального состояния, творческого
и интеллектуального развития детей дошкольного возраста"
Публикация «Цветотерапия как стимулятор эмоционального состояния, творческого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Дошкольное детство – время первичной социализации детей, формирования стойких стереотипов соматической и психической организации. Наблюдения и практический опыт показывают, что становление специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, изобразительной и др., интенсивного сенсорного развития ребенка, оптимизируются при включении в образовательный процесс цветотерапии как элемента коррекционно-развивающей работы, а стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
• повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
• обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
• знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля;
• развивает творческий потенциал ребёнка.
В течение одного года проводила эксперимент для определения влияния различной цветовой гаммы на поведение и результативность в обучении детей, а в дальнейшем внедрила в свою деятельность. Оказалось, что успехи детей улучшались при более плотном «погружении в цвет». В качестве тестовых методик для определения развития эмоциональной сферы выбран :
-Восьмицветовой тест Люшера;
-Диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» (Е. И. Изотовой);
-Методика «Эмоциональные лица»;
Изучение эмоционального состояния обучающихся показало, что многие подвержены утомлению, снижению тонуса активности на занятиях. Активное «погружение» детей в любой цвет, позволило ребёнку почувствовать его. Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета :
1) синий -- символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый -- чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный -- символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый -- активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета :
5) фиолетовый;
6) коричневый,
7) черный,
8) серый.
Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.
После изученного материала по использованию цветотерапии, стала использовать элементы цвета для достижения различных эффектов в НОД.
Психологическое действие цвета в зависимости от его локализации
В совместной деятельности с детьми использовала различные игровые приё мы и проблемные ситуации:
- Феи цвета;
- Покрывало феи;
- Рисование пальцами, ватными палочками и пр. ;
- Цветные камушки;
- Найди жителя города Красной (любой цвет) феи и др.
Анализируя результат своей деятельности, пришла к выводу, что у детей группы повысился уровень развития эмоционально окрашенной речи, слухового внимания, эмоционального состояния и интереса к изобразительной деятельности, движения стали более спокойными, мягкими, интерес к деятельности присутствует, сознание направлено на предстоящую деятельность; Эмоции стали выразительными.
Из чего можно сделать вывод, что метод «Цветотерапии» эффективно корректируют и развивают высшие психические функций и эмоционально - волевую сферу. Данный метод помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес детей к деятельности вообще, активизируя познавательную и творческую деятельность. Метод «Цветотерапии» снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения. Организация занятий с помощью метода «Цветотерапии» развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Список литературы и ресурсов:
1. Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники» - Ростов н/ Д: «Феникс», 2004. - 384с.
2. Под ред. А. И. Клпытина Диагностика в арт-терапии. - СПб. :Речь, 2005. - 80с.
3. С. В. Велиева Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. СПб. : Речь, 2005. - 240с.