Людмила Воробьева
Формирование оптимального эмоционального состояния дошкольника перед соревнованием
▼ Скачать + Заказать документы
Этап психологической подготовки непосредственно предшествующий соревнованию, отличается эмоциональным напряжением разнообразными чувствами, когда с особенной остротой проявляется важность таких эмоционально-волевых качеств, как самообладание и организованность. Ошибки допущенные на этом этапе, становятся причиной того, что результаты психологической подготовки, проведенной в течение долгого времени сводятся на нет, и дошкольник не может показать во время соревнования тех достижений, которых он достиг в процессе длительной тренировки.
Публикация «Формирование оптимального эмоционального состояния дошкольника перед соревнованием» размещена в разделах
Неудачи во время соревнования во многом объясняются излишним волнением в период непосредственно перед соревнованием, и в особенности в день самого соревнования. Специальными исследованиями установлены следующие условия возникновения неблагоприятных эмоций :
• отрицательные свойства личности и черты характера ребенка;
• неадекватность самооценки и уровня притязания;
• особенности мотивации и предстоящей деятельности;
• дефицит полезной информации;
• отсутствие состояния тренированности;
• возникновение ситуации, провоцирующей чрезмерные нервно-психические и соматические напряжения.
Многочисленные эмоции, переживаемые детьми во время соревнований, могут быть разделены на 2 группы:
• чувства общего характера, возникающие у человека при выполнении любой ответственной деятельности (например чувство коллективизма, ответственности и т. п.);
• специальные «спортивные эмоции», которые связаны с особенностями именно спортивного соревнования (например, различные предстартовые состояния «спортивная злость», спортивное возбуждение и др.)
Эмоциональные состояния детей во время соревнования характеризуются высокой интенсивностью и быстротой сменяемости. Оптимальные эмоциональные состояния благоприятствуют успешному выступлению ребенка в соревновании. Астенические эмоции, снижают эффективность действий ребенка, препятствуют проявлению его возможностей.
Наиболее важным эмоциональным состоянием, к формированию которого у ребенка перед соревнованием должны стремиться тренеры, является чувство бодрости, характеризующееся радостным настроением. Я ставлю во главу угла – это качество. Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность. Такое состояние невозможно создать в короткое время перед соревнованием. Оно должно формироваться в течение длительного времени, на протяжении всего тренировочного периода, чтобы стать «стилем» повседневной деятельности спортивного коллектива. Лишь тогда его легко можно сохранить и перед соревнованием. В тех случаях, когда ребенок все же перед соревнованием переживает неблагоприятные эмоциональные состояния, необходимо применять приемы их регуляции, и саморегуляции включающие:
• целенаправленное произвольное изменение проявления выразительных движений, свойственных эмоциональным переживаниям и специфичных для них;
• специальные двигательные упражнения, регулирующие собственные эмоциональные состояния;
• специальные дыхательные упражнения;
• специальные виды массажа и самомассажа;
• определенное воздействие на деятельность ряда анализаторов, с которыми связываются эмоциональные переживания;
• определенное воздействие на эмоциональные состояния через второсигнальные раздражители в виде самоободрения, самоуспокоения, самоприказов;
• произвольное изменение и регулирование направленности, и переключение внимания на раздражители положительного эмоционального значения;
• произвольное изменение содержательной стороны представлений и мыслей;
• факторы, укрепляющие уверенность спортсмена в своих силах, успехе, в необходимости добиваться победы.
Формирование общего оптимального эмоционального состояния у детей перед, и во время соревнования требует систематической работы еще задолго до соревнования непосредственно же перед соревнованием применяются приемы, которые помогают ребенку своими волевыми усилиями снять неблагоприятные эмоциональные состояния и закрепить положительные.