Наталия Довгань
Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста «Чувства и настроения в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке, их смену.
ЗАДАЧИ: привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, научить различать средства музыкальной выразительности : темп, динамику, регистр, гармонизацию; развивать способность детей передавать движениями характер музыкального произведения; учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую — ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную — легким звуком, в оживленном темпе.
Публикация «Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста „Чувства и настроения в музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Под музыку дети спокойно заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» по ступеням мажорного трезвучия. Дети отвечают «Добрый день» также по ступеням мажорного трезвучия.
Музыкальный руководитель. Ребята, как вы думаете, когда я поздоровалась с вами, какое у меня было настроение? ( Дети отвечают: настроение веселое, радостное.) Правильно! Настроение у меня очень хорошее, веселое, ведь я очень рада видеть вас на этом музыкальном занятии. А если бы я вдруг поздоровалась вот так? (Повторяет приветствие в миноре. Дети отвечают: грустное, печальное.) Правильно, ребята. Ведь мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством — она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания: нежность, волнение, грусть, жалость. Сейчас мы послушаем пьесу, которая называется «Болезнь куклы». Сочинил ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Прислушайтесь внимательно, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой музыке.
Проводится сравнительный анализ двух контрастных по характеру произведений.
Звучит фрагмент пьесы П. И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».
Кто нам скажет, какая сейчас прозвучала музыка?
Дети. Эта музыка грустная, печальная, хмурая, тревожная, жалобная, тоскливая, обиженная, плачущая.
1-й ребенок.
Очень грустная музыка,
В ней мы слышим печаль.
И смеяться не хочется,
И кого-то нам жаль.
Музыкальный руководитель.
Это верно. Здесь звучали
Ноты грусти и печали.
А вот мелодия другая —
Вы нам расскажете, какая?
Звучит пьеса «Новая кукла» П. И. Чайковского из «Детского альбома».
Дети. Эта музыка веселая, радостная, игривая, задорная, прыгучая, бойкая, озорная, солнечная.
2-й ребенок.
Очень радостная музыка, —
Ноги сами в пляс идут.
И мальчики, и девочки
Сейчас запляшут тут!
Музыкальный руководитель.
Довольна я ответом вашим.
Ну что ж, друзья,
Давайте спляшем!
Исполняется танец «Веселая полька».
После танца дети садятся на места.
Тихо звучит музыка П. Чайковского «Утреннее размышление».
Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, чудесную сказку про Дюймовочку? Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдем ее там, внутри? (Раскрывает лепестки и вынимает куколку.) Вот и Дюймовочка! (Сажает куколку между цветами, которые лежат врассыпную на столе.) Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.
Музыкальный руководитель переворачивает цветы по очереди и предлагает детям исполнить задание.
Небольшие плоские цветы изготовлены из цветного картона. На обратной стороне каждого цветка — музыкальное задание и нарисованная куколка-эльф с крылышками. Эльф прикрепляется так, что, когда цветок переворачивается, фигурка эльфа приподнимается перпендикулярно цветку.
Музыкальный руководитель.
Первый мы цветок возьмем
И узнаем, что же в нем?
«Чтобы громко, чисто петь,
Надо многое уметь.
Прямо с самого утра
На распевке детвора».
Упражнение на развитие музыкального слуха и голоса «Вот иду я вверх, вот иду я вниз. Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ!».
Упражнение выполняется с различными заданиями. Надо спеть: грустно, весело, хмуро, ласково, сердито, протяжно, в быстром темпе и т. п.
Музыкальный руководитель.
Второй цветочек поднимаем,
Что там задано, узнаем.
«Рано утром в светлый дом
Все мы радостно идем.
В этом доме.
Дети. Детский сад!»
Музыкальный руководитель. Он устроен.
Дети. Для ребят!
Исполняется песня «Детский сад», слова и музыка Н. Пономаревой
Музыкальный руководитель.
Второй цветочек поднимаем,
Что нам задано, узнаем.
«Ах, вот какая жалость —
Уже четыре дня
Я с куклой поругалась,
Не слушает меня».
Девочки-солистки исполняют песню «Ах, вот какая жалость», слова и музыка Т. Копыловой.
Музыкальный руководитель.
Какая грустная песня. Ругаться, дети, не годится, надо срочно помириться!
Третий мы цветок возьмем
И узнаем, что же в нем?
«Дружит лес, и дружит луг,
Солнышко нам тоже друг!
В круг вам, дети, надо встать
И про дружбу рассказать».
Исполняется веселый танец «Ты мой друг, и я твой друг»
Музыкальный руководитель.
Еще цветочек поднимаем.
Сейчас задание узнаем.
«Что за тихий шум,
Он звучит за окном.
Это дождик припустил,
Грусть навеял он?»
Какое у вас настроение от дождика?
Всегда ли грустное?
А может ли музыка поднять нам настроение во время дождя?
Давайте посмотри и решим
Показ мульфильма «"Hot jazz"
(https://www.youtube.com/watch?v=Troge7XG8BI)
Музыкальный руководитель. Как ваше настроение? Поднялось? Что музыка сделала с жителями города? Какими красками раскрасила музыка серый дождливый день? Что хотелось делать под такую музыку? У жителей города улучшилось настроение после того, как они услышали зажигательную африканскую мелодию? А хотелось бы вам услышать такого музыканта на улицах нашей станицы?
Рассуждения детей.
Музыкальный руководитель.
Пора еще цветочек взять,
Что нам задано опять?
«На прощанье еще раз
Потанцуйте вы для нас!»
Исполняется танец «Чунга-чанга».
Музыкальный руководитель. Наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось вас порадовать. Посмотрите, сколько у меня воздушных шариков! Сегодня мы много говорили о настроении в музыке. А как вы думаете, какого цвета грустное настроение? А веселое? Мечтательное? Сердитое? (Дети отвечают.)
А давайте попробуем «оживить» эти воздушные шары! Мы выберем для них «глазки», «бровки», «ротик» и постараемся более точно выразить «настроение» шарика каждого цвета.
Звучит «Утреннее размышление» П. И. Чайковского, дети выполняют задание.
Для изготовления глазок, ртов, бровей, носов удобно использовать цветную самоклеящуюся пленку или специальный набор шариков с наклейками для выражения лица, их можно купить в магазине. Глазки и носики можно наклеить заранее, чтобы «лицо» не расползалось
за пределы разумного. Выражение «лица» у шарика достигается путем приклеивания в разном положении бровей и ртов.
Музыкальный руководитель. Теперь понятно, что это — грустный шарик. А этот — задумчивый, мечтательный. А этот на что-то очень рассердился. А вот этот — веселый хохотунчик! Они такие разные, каким бывает и наше с вами настроение. Возьмите эти шарики с собой в группу, там вы с ними еще поиграете. А нам пора прощаться. (Поет.) До свиданья, дети!
Дети (поют). До свидания!
Под спокойную мелодию дети покидают зал.