Юлия Самойленко
Конспект занятия «Чудеса природы — волшебные явления»
▼ Скачать +Заказ
Программные задачи:
Цель: расширение и систематизирование представлений детей старшего дошкольного возраста о явлениях природы.
Задачи:
образовательные:
-уточнить и закрепить знания детей о явлениях природы; объяснить появление природных явлений, таких как облака, радуга, дождь, торнадо, вулкан с научной точки зрения.
активизировать словарь детей по теме занятия : (кучевые, перистые, дождевые, грозовые облака., круговорот воды природы, водяная воронка, кратер, жерло, лава.
развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Чудеса природы — волшебные явления“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы;
-развивать способности детей делать выводы из прослушанного материала, развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
-совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.
воспитательные:
-приобщить детей к исследовательской деятельности, вызвать интерес к ней, воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.
Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественных произведений, отгадывание загадок, просмотр видео –презентаций по теме.
Ход занятия : Под лёгкую музыку воспитатель вместе с детьми входит в зал.
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
-Добрый день мы скажем нашим гостям.
-Я приветствую вас, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей, и выдохнем озорной осенний ветерок. Сегодня у нас открывается кафе молекулярной кухни «Чудеса природы». где готовят удивительные блюда: «Воздушное безе», «Разноцветная радость», «Ветерок», «Горячий Тааль».Меню составлено для необычных гостей. И кто первый гость вы узнаете отгадав загадку.
Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто вата
Над нами вдаль плывет.
(Облако)
-Правильно! Первый посетитель Облако. (на экране появляется веселое облачко) Облако посетило нас вместе со своими друзьями (обращаю внимание детей на мольберт с картинками.
- Вы их узнаете?. (кучевые, перистые, дождевые, грозовые.).
-А какие ребята облака предвещают нам хорошую, ясную, солнечную погоду? (кучевые).
- Ребята, давайте подумаем, а как можно еще охарактеризовать эти облака?. Как еще о них можно сказать? (голубые, серые….).
- А кто-нибудь из вас знает из каких облаков может пойти дождь? Как они называются?. (дождевые)
- А если гремит гром и сверкает молния, то на небе мы видим какие облака, как они называются? (грозовые)
-Вода постоянно находится в движении – испаряется с поверхности морей и рек в атмосферу, дождем выпадает на землю и снова течет к морю. Это непрерывное движение называется круговоротом воды в природе.
- А как же движется вода, кто приводит её в движение?
Рассказ детей: а приводит в движение воду солнце: Солнце превращает воду морей, рек и озер в легкий прозрачный пар. Водяной пар гуляет по воздуху до тех пор, пока на него не обрушится холодный ветер. Повстречавшись с ветром, пар собирается в крохотные водяные капельки. Этих капелек становится все больше, больше — целые тучи. Тучи летят изо всех сил, от ветра, но холодный ветер гонится за ними,настигает, и капельки сливаются друг с другом, растут, становятся тяжелее… Вот они уже не могут держаться в воздухе и падают вниз, на землю в виде дождя или. А затем вода опять стекает в моря и реки.
- Сейчас я вам покажу, как образуются капельки дождя. Проходите к столу и смотрите внимательно.
Опыт.
На бутылку с горячей водой положить стеклышко. Когда оно запотеет, положить на стеклышко кусочек льда.
Дети наблюдают, как на стекле образуются капельки воды.
Вывод: На поверхности морей и океанов под действием солнечных лучей вода начинает испаряться. Вот так пар поднимается вверх и образуется облако.
-А теперь вы сами приготовите дождик.
Опыт показывают дети:в стакан с водой опускают кусочек сентипона, сверху капают синей краски. Пошел дождь.
- Сейчас мы узнаем, кто следующий гость. Слушайте внимательно следующую загадку.
Разноцветная дуга
Поднялась за облака,
Выше дома, выше горки,
Выше самой длинной елки.
Ярко под дождем сверкала,
А затем совсем пропала.
Что за странная дуга?
Это просто … (радуга (на экране появляется радуга)
- Какое настроение у вас вызывает – радуга? (Радость, счастье, веселое настроение.)
- Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.
-Ребята, посмотрите (обращаю внимание на картинки расположенные на мольберте, -Радуга прислала фотографии с мест её путешествия.
-Где её можно увидеть (над морем, над лесом, у фонтана)
-А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу?
- На что она похожа (на коромысло, на дугу, на мост)
-Ребята, а что такое радуга, как она появляется на небе (радуга - это природное явление, появляется после дождя, Солнце освещает множество водяных капелек солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. А потом, когда вода быстро испаряется на солнце, радуга также быстро исчезает.)
- Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.
-А давайте вспомним, сколько цветов имеет радуга и какие? (7 цветов, вспоминая известный стишок:«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
-Давайте мы попробуем создать свою радугу.
Опыт
На дно емкости помещаем зеркало. Под небольшим углом светим на зеркало фонариком. Осталось на бумагу поймать Радугу. Поймали радугу, а теперь приглашаю вас погулять по радуге.
Физкультминутка «Радуга»
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел.
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть)
(С. Маршак)
-А вот уже на пороге и очередной гость.
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружил,
И столбом до неба взвил. (торнадо или смерч (на экране появляется торнадо)
В природе часто возникают вихревые явления. Вода или воздух, вращаясь, образуют гигантский изогнутый столб. Этот могучий вихрь быстро перемещается, разрушает всё на своём пути. Мы знаем это явление под названием смерч, в Америке его называют торнадо. Существует и другой вид вихревого явления – водяные воронки, водовороты, очень опасные для неосторожных купальщиков.
Опыт Для такого «торнадо» нужна бутылка наполненная водой, но не до самого горлышка. Затем капните в бутылку немного средства для мытья посуды. Осталось просто закрыть бутылку, вращать ее против часовой стрелки и любоваться вихрем внутри нее. Закружил нас вихрь, устали глаза, пора им отдохнуть.
Физкультминутка для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
-Ещё гости к нам. (читаю загадку)
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня (Вулкан)Я вам расскажу легенду о вулкане. «Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу Гефест - огонь. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. Гефест подчинил себе огонь. Он первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда происходило землетрясение, над горой появлялся дым, огонь, люди говорили: «Это работает Гефест». Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан. - Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. -- Давайте теперь пройдем к нашему вулкану и рассмотрим, из чего он состоит.
- Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож (Он похож на конус, пирамиду) Верно, а верхняя его часть, похожая на воронку, называется - кратер. Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая дыра - жерло, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется - лавой. Чтобы хорошо знать и разбираться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Людей, которые занимаются изучением вулканов,называют вулканологами. Этим ученым иногда удается предупредить людей об надвигающейся опасности и жители могут покинуть эти места и спастись.
Опыт
В «кратер вулкана» (т. е. бутылку в макете) насыпаю2 столовые ложки соды; добавляю 1 ложку красной краски (гуаши,затем - 1 ложку жидкого мыла. Смешиваю лимонную кислоту с водой. Осторожно вливаю кислую воду в «кратер». Наблюдаем, как просыпается вулкан.
Это взаимодействуют вещества кислота-лимонная и сода-щелочь
Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя поразному в разных состояниях.
-Вот мы и выполнили все заказы наших гостей. Давайте послушаем их отзывы.
На экране появляются все четыре гостя.
-Дорогие друзья, нам очень понравилось в вашем удивительном кафе. Мы в благодарность, для вас, приготовили полезный напиток.
-Я, облако, добавило дождевой воды;
-А я Радуга –цвета;
-Я, ветер - добавил аромата яблок;
-Я могучий вулкан –добавил силы.