Наталья Вячеславовна Бойкова
Занятие: «Явления природы в стихах и загадках»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие : «Явления природы в стихах и загадках.»
Цели и задачи: закреплять и углублять знания детей о явлениях природы, умение рисовать акварелью; учить понимать произведения искусства; упражнять в чтении, в ориентировке на листе в клетку; вызывать желание выражать свои впечатления о явлениях природы в рисунках.
Оборудование: аудиозапись сонаты Л. Бетховена, стихи А. Фета, Ф. Тютчева, В. Орлова, электрофорная машина, расческа, эбонитовая палочка, акварель, альбомные листы, листы в клетку, ручки, карандаши.
Ход занятия.
1 Артикуляционная разминка.
Публикация «Занятие: „Явления природы в стихах и загадках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ветер тучу в синем небе отыскал,
А потом дождем веселым расплескал.
Рыжий щен сушил на солнышке бока
И лакал из теплой лужи облака.
Р. Дерикот
2 Беседа о природе, погоде, осадках, грозе.
Воспитатель дает детям прослушать две части «Лунной сонаты» Л. Бетховена, прочитать стихи.
Весенний дождь.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купайся, трепещет.
А уж от неба до земли.
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет.
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А. Фет
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль, летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам…
Ф. Тютчев
Тучи.
Туча тучу повстречала,
Туча туче прокричала:
«Прочь с дороги уходи!
Прочь с дороги, дай пройти!»
Отвечала туча туче:
«Ты меня не трогай лучше!»
Если тронешь-проучу
И тебя поколочу!»
Туча тучу лбом, лбом!
А по небу гром, гром!
Бились тучи целый час,
Слезы сыпались из глаз.
В. Орлов
***
Над рекой повисла
Радуга-дуга.
Осветило солнышко
В небе облака.
Все светило и чисто,
Луг дождем умыт,
Снова пчелка шустрая
Над цветком кружит.
А. Кочергина
Шалунишка-ветерок.
Шалунишка ветерок,
Шалунишка-ветерок
Раз примчался на лужок,
Где среди душистых кашек,
Белых солнечных ромашек
Одуванчиков полянки
Полянки цвет свой яркий…
Там, где желтенький кружок,-
Белых шариков пушок.
Ветерок-озорничать,
Парашютики пускать.
Парашютики взлетают,
Ветерок наш забавляют.
А. Кочергина
«Как же получается гроза?»-спрашивает воспитатель, выслушивает мнение детей, предлагает посмотреть опыт по образованию электрического заряда с помощью электрофорной машины, образованию статического электричества с помощью расчески, эбонитовой палочки и мелких листов бумаги, синтетической ткани. Воспитатель рассказывает о том, что во время движения облака заряжаются зарядами, и когда встречаются облака, заряженные одинаковыми зарядами, то получается то, что мы видим во время грозы.
Загадки А. Кочергиной о явлениях природы.
Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружат
И куда-то он спешит. (Ветер)
Ледяной горох
Поскакал на порок.
Если землю покрыл-
Урожай погубил. (Град)
В семье брат да сестрица.
Сестру увидишь, да не услышишь,
Брата услышишь, да не увидишь. (Молния и гром.)
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается (гроза).
Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождик).
Мимо сосен и берез
Лесом ходит Дед Мороз.
Голый, сонный лес зимой
Он украсит бахромой.
Это что за бахрома?
Угадайте, детвора (Иней).
Огненная змейка
В небе появилась.
Как она средь тучек
Серых очутилась (Молния).
Черный ковер золотом шит.
Рог золотой в середине блестит. (Звездное небо, месяц.)
Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда, белы как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака)
Через речку-прыг да скок-
Перекинулся мосток.
Подружила берега
Семицветная дуга. (Радуга)
2 Творческая работа. Игры
Воспитатель предлагает детям нарисовать грозу акварелью.
Пальчиковая игра «Белочки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришли белки поиграть.
(Выставляем пять пальцев правой руки.)
Одна куда-то подевалась.
(Прячем руку за спину.)
Четыре белочки осталось.
(Выставляем четыре пальца.)
А теперь скорей смотри-
(Прячем руку за спину.)
Их уже осталось три.
(Выставляем три пальца.)
Ну и ну, какая жалость!
(Прячем руку за спину.)
Только две у нас осталось.
(Выставляем два пальца.)
Это новость так грустна,
(Прячем руку за спину.)
Осталась белочка одна.
(Выставляем один палец.
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали.
(Руки разводим в стороны.)
Игра «Скажи по-другому». Воспитатель называет слово «красивая», дети подбирает синонимы: хорошая, прекрасная, чудесная, потрясающая, затем подбирают синонимы к словам «добрая», «трудолюбивая».
3 Динамическая пауза
Подвижная игра «Горелки».
Занятие : «Явления природы в стихах и загадках.»
Цели и задачи: закреплять и углублять знания детей о явлениях природы, умение рисовать акварелью; учить понимать произведения искусства; упражнять в чтении, в ориентировке на листе в клетку; вызывать желание выражать свои впечатления о явлениях природы в рисунках.
Оборудование: аудиозапись сонаты Л. Бетховена, стихи А. Фета, Ф. Тютчева, В. Орлова, электрофорная машина, расческа, эбонитовая палочка, акварель, альбомные листы, листы в клетку, ручки, карандаши.
Ход занятия.
1 Артикуляционная разминка.
Ветер тучу в синем небе отыскал,
А потом дождем веселым расплескал.
Рыжий щен сушил на солнышке бока
И лакал из теплой лужи облака.
Р. Дерикот
2 Беседа о природе, погоде, осадках, грозе.
Воспитатель дает детям прослушать две части «Лунной сонаты» Л. Бетховена, прочитать стихи.
Весенний дождь.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купайся, трепещет.
А уж от неба до земли.
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет.
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
А. Фет
Весенняя гроза.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль, летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам…
Ф. Тютчев
Тучи.
Туча тучу повстречала,
Туча туче прокричала:
«Прочь с дороги уходи!
Прочь с дороги, дай пройти!»
Отвечала туча туче:
«Ты меня не трогай лучше!»
Если тронешь-проучу
И тебя поколочу!»
Туча тучу лбом, лбом!
А по небу гром, гром!
Бились тучи целый час,
Слезы сыпались из глаз.
В. Орлов
***
Над рекой повисла
Радуга-дуга.
Осветило солнышко
В небе облака.
Все светило и чисто,
Луг дождем умыт,
Снова пчелка шустрая
Над цветком кружит.
А. Кочергина
Шалунишка-ветерок.
Шалунишка ветерок,
Шалунишка-ветерок
Раз примчался на лужок,
Где среди душистых кашек,
Белых солнечных ромашек
Одуванчиков полянки
Полянки цвет свой яркий…
Там, где желтенький кружок,-
Белых шариков пушок.
Ветерок-озорничать,
Парашютики пускать.
Парашютики взлетают,
Ветерок наш забавляют.
А. Кочергина
«Как же получается гроза?»-спрашивает воспитатель, выслушивает мнение детей, предлагает посмотреть опыт по образованию электрического заряда с помощью электрофорной машины, образованию статического электричества с помощью расчески, эбонитовой палочки и мелких листов бумаги, синтетической ткани. Воспитатель рассказывает о том, что во время движения облака заряжаются зарядами, и когда встречаются облака, заряженные одинаковыми зарядами, то получается то, что мы видим во время грозы.
Загадки А. Кочергиной о явлениях природы.
Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружат
И куда-то он спешит. (Ветер)
Ледяной горох
Поскакал на порок.
Если землю покрыл-
Урожай погубил. (Град)
В семье брат да сестрица.
Сестру увидишь, да не услышишь,
Брата услышишь, да не увидишь. (Молния и гром.)
В небе молния сверкает,
Гром в раскатах громыхает,
Клонится к земле лоза.
Начинается (гроза).
Побежали по дорожке
Серебристых нитей ножки. (Дождик).
Мимо сосен и берез
Лесом ходит Дед Мороз.
Голый, сонный лес зимой
Он украсит бахромой.
Это что за бахрома?
Угадайте, детвора (Иней).
Огненная змейка
В небе появилась.
Как она средь тучек
Серых очутилась (Молния).
Черный ковер золотом шит.
Рог золотой в середине блестит. (Звездное небо, месяц.)
Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда, белы как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака)
Через речку-прыг да скок-
Перекинулся мосток.
Подружила берега
Семицветная дуга. (Радуга)
2 Творческая работа. Игры
Воспитатель предлагает детям нарисовать грозу акварелью.
Пальчиковая игра «Белочки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Пришли белки поиграть.
(Выставляем пять пальцев правой руки.)
Одна куда-то подевалась.
(Прячем руку за спину.)
Четыре белочки осталось.
(Выставляем четыре пальца.)
А теперь скорей смотри-
(Прячем руку за спину.)
Их уже осталось три.
(Выставляем три пальца.)
Ну и ну, какая жалость!
(Прячем руку за спину.)
Только две у нас осталось.
(Выставляем два пальца.)
Это новость так грустна,
(Прячем руку за спину.)
Осталась белочка одна.
(Выставляем один палец.
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали.
(Руки разводим в стороны.)
Игра «Скажи по-другому». Воспитатель называет слово «красивая», дети подбирает синонимы: хорошая, прекрасная, чудесная, потрясающая, затем подбирают синонимы к словам «добрая», «трудолюбивая».
3 Динамическая пауза
Подвижная игра «Горелки».