Елена Телегина
Конспект занятия «Что мы знаем о воде и её свойствах»
Задачи:
-формирование представления о свойствах воды;
-развитие наблюдательности; умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
- развитие желания участвовать в совместной коллективной деятельности;
-воспитание любви к природе; желания сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту;
-воспитание уважительного отношения к воде, как удивительному веществу.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды
Публикация «Конспект занятия „Что мы знаем о воде и её свойствах“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Дидактическая игра «Кому нужна вода»
• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Материал для занятий
- вода, глобус, прозрачные стаканчики,схема круговорота воды, кубик, шарик, узкая и широкая баночки, молоко, соль, сахар, емкости для экспериментов.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
Воспитатель встречает детей и предлагает отгадать загадку.
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
***
II. Актуализация нового материала.
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем увидеть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (Показать на глобусе)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
(Чтение стихотворения о ВОДЕ)- читает Уля Панова
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- Ребята, как вы думаете,для жизни человека вода имеет какое-то значение?
- Как вы думаете, на нашей планете много воды?
Вся ли она пригодна растительному, животному миру и человеку (нужна вода пресная)
А какая это вода пресная? (Правильно, пресная вода - это вода без солей.)
- А в морях, в океанах, какая вода? (солёная.)
-Можно ли жить в такой воде? (жить в солёной воде, питаться могут только морские обитатели)
- А людям употреблять такую воду невозможно. Откуда же люди берут воду? (из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества). -- Говорят,что питьевую воду нужно беречь. Почему? (потому, что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.)
- Как мы с вами можем беречь воду? (закрывать кран, не лить зря воду,сообщать взрослым,где есть утечка воды)
- Ребята, кто из вас слышал выражение - круговорот воды в природе?
(когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега.)
Так происходит круговорот воды в природе.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Опытно-экспериментальная работа.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по три человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик.
- Какой формы эти предметы (кубик-квадратной,шар-круглой).
- А имеет ли форму вода? Как это доказать?
(Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.)
Вывод: вода-жидкость, не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт 2. Какого цвета вода?
-Как вы думаете-какого цвета вода? (прозрачная)
-Как это доказать с помощью стаканов с водой и молоком?
(Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Картинка не видна.)
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
Как прозрачную воду можно сделать непрозрачной? Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
-А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.
- Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось (У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.)
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (они растворились и изменили вкус воды.)
Физкультурная минутка
Подвижная игра «Ручеек»
- Отдохнули? Тогда предлагаю послушать стихи,которые подготовили для нас дети.
Дети читают стихи.
О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края. Дима Ч.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
- Сохраним моря и воздух, Виолетта К.
Недра, лес и тишину,
- Развеем над нею и тучи, и дым, Соня См.
В обиду её никому не дадим!
- Украсим всю Землю садами, цветами, Семён
Такая планета нужна нам с вами!
***
Итог занятия.
- Ребята, давайте с вами назовем все свойства воды, с которыми мы познакомились.
-вода-жидкость, не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится;
- вода прозрачная жидкость;
- своего вкуса у воды нет,но она может растворять некоторые вещества.
--Люди должны беречь пресную воду.
- Что такое круговорот воды в природе?
(Воспитатель оценивает работу каждого ребенка.)
***
-Ребята,в следующий раз мы будем изучать с вами различные состояния воды в природе.