Аймесей Закуева
Занятие в группе к. н. 6–7 лет «Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в образовательной области «Чтение художественной литературы»
В группе комбинированной направленности 6-7 лет
Тема: «Чтение рассказа Сергея Иванова «Каким бывает снег»
Цель:
Дети заходят и становятся в круг с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли сегодня гости, давайте поздороваемся с ними, и теперь будем смотреть только на меня и слушать только то, что я вам скажу.
1. Организационный момент.
- Ребята, какое у вас настроение? (Хорошее)
Публикация «Занятие в группе к, н, 6–7 лет „Чтение рассказа С, Иванова „Каким бывает снег“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Чтение и пересказ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Снежинки, снег. Конспекты занятий по развитию речи
- Темочки
- Давайте, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся, покажем друг другу свое хорошее настроение и передадим его своим друзьям.
- А то чем мы с вами сегодня займемся, вам поможет понять игра. Хотите поиграть?
Игра «Собери картинку»
Работа в подгруппах
(На столе разложены 2 сюжетные картинки, разрезанные на части, 1картинка на 6 частей, итого 12 частей).
Я попрошу вас подойти к столу и взять по одной части картинки.
А теперь посмотрите на обратную сторону картинки. Видите, что они разного цвета. Те ребята, у которых картинки с синей обратной стороной подойдите к столу, отмеченному синей снежинкой, а те, у кого обратная сторона картинки белая, подойдите к столу с белой снежинкой.
(Звучит тихая музыка)
Попробуйте из частей составить целую картинку. Внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О зиме)
- Правильно, о том времени года, которое стоит на дворе сейчас.
- А как вы догадались, что на картинках изображена зима?
- Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?
Встают в круг- Сейчас, я предлагаю вам закрыть глаза, взяться за руки и отправится в гости к Зимушке-зиме в ее зимнее Царство.
Дети закрывают глаза. Воспитатель включает музыку «Зима» Чайковский
-
Вот мы и в зимнем Царстве. Скажите, что вы представили, когда слушали музыку? (Снегопад, снег на деревьях)
- А, может кто то из вас представил вьюгу? (Нет)
- А почему? (Потому что музыка звучала спокойная, нежная, красивая, не похожа на вьюгу)
- Вот видите, ребята, зиму можно не только увидеть, но и услышать, благодаря музыке.
- Молодцы, а сейчас послушайте загадку и отгадайте ее:
Странная звездочка с небо упала.
Мне на ладошку легла и пропала!
(Это снежинки, снег)
- Какими словами можно сказать о снеге, какой он? (Белый, пушистый, мягкий, нежный).
- Говорят снег пушистый, значит мягкий. Упадёшь в пушистый снег и не ударишься. На что похож снег? (На вату). Снег похож на вату. Снег, как вата, пушистый, мягкий. Так какой идет снег зимой? (Пушистый, мягкий).
Воспитатель: А давайте, и мы превратимся в легкие пушистые снежинки.
Психогимнастика «Снежинки» (на эмоции)
- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей одежде; сдуйте их.
- Давайте скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
Воспитатель: А сейчас, присаживайтесь на стульчики.
-
-Ребята, какие периоды зимы вы знаете? (начало зимы, середина зимы, конец зимы)
- Назовите, какой месяц относится к началу зимы? (Декабрь)
- к середине зимы? (Январь)
- к концу зимы? (Февраль)
- А вы знаете, что писатели, поэты и художники подмечают в природе самое интересное. Они видят то, что другие иногда не замечают. Например, вы знаете, что снег бывает в начале, середине и конце зимы совсем разным. Послушайте, как рассказывает об этом писатель Сергей Анатольевич Иванов (обращает внимание на портрет) в своем рассказе «Каким бывает снег…». Внимательно послушайте.
Воспитатель читает рассказ
Воспитатель:
- Что вы только что послушали? (Рассказ)
- А как вы поняли, что это рассказ, а не сказка? (Здесь описываются явления природы, те, что бывают на самом деле, которые можно увидеть, и нет волшебных героев как в сказке)
- Вам понравился рассказ?
- Как он называется?
- Кто написал этот рассказ?
- Скажите коротко, о чем говорится в рассказе? (Не просто о снеге, а о том, каким разным бывает снег)
- Какими словами писатель называет первый снег? (Робкий, тихий, как разведчик, проверяет землю) «Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: "Ой! Извините!" И тает»
- Робкий – это какой? (Несмелый) Повторите ребята «робкий» (индивидуально 2-3 ребенка)
- Расскажите, какой чаще бывает погода в начале зимы? Как описывает такой день писатель? (Ответы детей) «Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем» Повторите, как в рассказе описывается погода. Озимое поле, ребята, поле, засеянное осенью зерновыми культурами (пшеницей, рожью) оно покрыто первым снегом. Повторите «Озимое поле» 2-3 повтора индивидуально.
- Какой становится погода в январе? (Ответы детей) «Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синё, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть и посыплется с крыши капель. Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много снегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. (Воспитатель уточняет ответы детей в соответствии с текстом, добивается ответов фразами из рассказа)
- Какими словами Сергей Анатольевич Иванов называет снег в Январе? (Сильный, спокойный, холодный, тяжелый) «Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Гнет к земле деревья»
- С чем сравнивает автор январский снег? (С тяжелым, холодным одеялом).
- Вспомните, что говорится в рассказе о февральском снеге? Какой он? (Самый злой и колючий - это февральский снег) А почему колючий? (Потому что колет лицо, холодный, морозный).
- Что происходит с февральским снегом? (Злиться, лютует) Лютует тоже означает злиться (повтор 2-3 раза индивидуально).
- Как вы поняли, что февральский снег самый злой (Дети вспоминают фразы из текста) «Злится февральский снег, лютует - лупит путника по шапке, по ватной спине. Лупи, лупи! Недолго тебе осталось. Злодей! Колдун! Ведьмин сын!»
- Как называет его писатель? (Ответы детей)
- Автор сравнивает февральский снег человеческими чертами характера: лупит, злиться. Вы заметили, ребята, я читала эту часть напряжённо, жестко, отрывистыми фразами, передавая настроение путника и характер снега.
- Как описывается последний снег в рассказе? Какой он? (Он плотный и липкий, словно белый пластилин, дырявый) «Апрельский снег - дырявый : весь в дырах проталин, весь в дырах луж» Вот как автор описывает последний снег. Что такое Проталины, ребята? Правильно, это место, где стаял снег, и открылась земля.
- Скажите, апрельский снег всё так же чист? (Нет, берёзы уже белее снега)
- Много ли снега осталось? (Нет, он в проталинах дырявый)
Воспитатель: Послушайте последнее предложение из рассказа, подумайте и ответьте, что хотел сказать автор нам этими словами. Читает: «Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана. Недавно по этой лыжне ушел от нас Дедушка Мороз. (Автор хотел нам сказать, что закончилась зима, и скоро исчезнет весь снег).
Воспитатель: Вот как много мы узнали о зимнем снеге из рассказа Сергея Анатольевича Иванова «Каким бывает снег…» Что-то мы с вами засиделись, может поиграем? Проходите и становитесь в круг.
Физминутка
После физминутки дети присаживаются на стульчики перед экраном.
Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, каким непохожим и неодинаковым может быть снег в разные моменты зимы. Вглядитесь в эти картины (слайд с двумя картинами октябрьский и апрельский снег) и найдите, на какой картине изображен месяц октябрь (Дети говорят)
- Почему вы так решили? (Снега мало, виднеются еще ростки на озимом поле, он робкий, несмелый)
- Если на картине октябрь, значит, какой снег изображен здесь? (Октябрьский, он выпал в октябре) Повтор 2 раза
- А какой месяц изображен на второй картине? (Апрель)
- Почему вы так решили? (Проталины, снег тает, он грязный, плотный, липкий, дырявый)
- Если на картине апрель, значит, какой снег изображен здесь? (Апрельский снег)
Воспитатель: А теперь взгляните еще на картины (Слайд 2 с изображением января и февраля) Идет сравнение аналогичное предыдущему с опорой на слова из рассказа.
Воспитатель: Ребята, а сейчас, давайте встанем в круг и вспомним:
- Как назывался рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- О чем рассказывает автор в нем? (Ответы четкие, краткие, не затянутые)
- Мне очень понравилось сегодня как вы слушали рассказ, как отвечали на вопросы, молодцы!
Сюрпризный момент «Снегопад»
- Мы так много сегодня говорили о снеге. А сейчас скажите мне, пожалуйста, когда с неба сыпет много снега, как это явление называется? (Снегопад)
- А вы знаете, что мы с Вами тоже можем сделать так, что сейчас в группе начнется снегопад! (Включается тихая нежная музыка)
- Для этого каждый из вас должен вспомнить пословицу о снеге и каждая пословица, сказанная вами, превратится в снежинку. Чем больше будет пословиц о снеге, тем сильнее и красивее будет наш снегопад.
Дети называют пословицы, этот процесс сопровождается анимационным снегопадом на слайдах.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Какой замечательный снегопад у вас получился! Я предлагаю Вам под эту красивую музыку покружиться как снежинки, потанцевать, спасибо Вам, ребята!