Подольная Виктория
Чтение для детей раннего возраста. Опыт работы
Одной из главных проблем нашего общества - это приобщение ребенка к чтению. К сожалению, отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал не так популярен. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.
Публикация «Чтение для детей раннего возраста, Опыт работы» размещена в разделах
Книга учит размышлять над новой информацией, развивает умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит средством умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослого. Ребёнок выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Читать детям произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые следует ежедневно.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослые т. е. педагог и родители, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед нами педагогами дошкольников стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» -в детском саду. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа личности. Младший возраст — удивительное время, когда большинство детей переходит от первых слов к настоящей разговорной речи. Чтение книг отлично помогает расширить их словарный запас и обогатить речь новыми выражениями.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве.
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Младший дошкольный возраст это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться.
На третьем году многие дети уже говорят предложениями, с удовольствием слушают сказки и запоминают короткие рассказы.
В ясельной группе я использую произведения разных жанров Русский фольклор
Песенки, потешки. «Наши уточки с утра.»; «Пошёл котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленькая.»; «Чики, чики, кички.»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»;
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь» обр. М. Булатова.
Фольклор на родов мира ; «Котауси и Мауси»; англ., обр. К. Чуковского. «Ты, собачка, не лай.», пер. с молд. И. Токмаковой;
Поэзия - А. Барто «игрушки» ;С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке
Проза - В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»; В. Бианки «Лис и мышонок»;
Произведения поэтов и писателей разных стран
Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращаю внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекаю детей к повторению запомнившихся им отдельных слов.
Для развития речи малышей провожу НОД с использованием художественного слова — знакомлю с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениям. «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.»; «Огуречик, огуречик.»; «Солнышко, вёдрышко.».
Решаю такие задачи: развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.
Свою работу с детьми провожу индивидуально и по подгруппам. Перед занятием готовлю наглядный материал, который предполагаю использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картины, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).
Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели мое лицо, а не только слушали голос. Потому одна из задач — научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Поэтому, читая по книге, я должена смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед каждым занятием я произвожу интонационный разбор произведения и тренируюсь в чтении вслух.
Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами,
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например, русские народные сказки: «Репка», «Колобок»
Использование иллюстративного материала при чтении вслух небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто,, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации в книге.
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки помногу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.
Малышам нравится договаривать недостающие слова в стихотворении Например :. Идет. (бычок). качается, Вздыхает (на ходу) :….
Я люблю свою. (лошадку, Причешу ей шерстку (гладко) ,
При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость. Мажорное настроение создаю я сама — на глазах детей бережно обращаюсь с книгой, с уважением произношу имя автора, несколькими вводными словами заинтересовываю малышей. Красочная обложка новой книги, которую показываю детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
Малыши требуют руководства в слушании — вид и голос педагога должен говорить, что в данную минуту речь идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера читаю, не прерывая себя. Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, объясняю заранее или наглядно продемонстрировать. В своей работе я• использую приемы, позволяющие включать художественное слово и произведения устного народного творчества вне занятий в разных видах деятельности. Например при воспитании КГН. и других режимных моментах.
Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметно пространственной среды в группе. Его наличие необходимо всех возрастных группах. Он должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок смог достать любую понравившуюся ему книгу. В книжном уголке выставлены разные книги: и новые красивые и зачитанные,но аккуратно подклеенные Меняем книги периодически. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо детям
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель : дать возможность ребенку общаться с книгой. У малышей должно быть как можно больше книжек- игрушек. (показать)
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в
детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность
слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать
художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать,
возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе
не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом
читают детям.
Начинать нужно с собирания книг для детской библиотеки. В библиотеке
может быть несколько типов детских книг: книжки – игрушки с
изображением предметов, окружающих малыша, обложка которых
вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте; книжки
– панорамы с движущимися фигурками; книги русской и зарубежной
детской литературы (сказки, рассказы, стихи, произведения устного
народного творчества русского народа и народов мира (песенки,
потешки)
Книги могут быть большие и маленькие, красочные яркие, но главное не
показывайте ребенку все книги сразу, а знакомьте с ними постепенно,
чтобы был элемент новизны. Сделайте чтение новой книги праздником
для всей семьи, когда все участвуют в чтении и делятся своими
впечатлениями
Чтение книги будет лучше восприниматься, когда для этого будут
созданы необходимые условия: особый эмоциональный настрой ребенка
и взрослого на ожидание встречи с книгой, определенное время в режиме
дня, отведенное для чтения, желание взрослого не только читать для
ребенка, но и беседовать с ним о прочитанном, рассматривать картинки.
Речь взрослого должна быть внятной, связной, эмоциональной,
интонационно выразительной и неторопливой. Не бойтесь отойти от
текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться
быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные
жесты, активно пользоваться мимикой, подчеркнуто преувеличивая
различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение
(рассказывание) превратится в маленький театр.
Ни дня без книги – это должно стать для вас руководством к действию.
Детская книжка – это не просто развлечение для ребенка, она источник
информации о мире, формирования его интеллектуальной,
эмоциональной, нравственной культуры. Продолжительность чтения
детям раннего возраста составляет 10 – 15 минут, но главное - чтение не
должно вызывать скуку.