Светлана Володина
«Бумажные чудеса» (проект для детей подготовительной к школе группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческо-исследовательский
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.
Срок реализации проекта : долгосрочный.
Предмет исследования: использование бумаги для развития творческих способностей дошкольников.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Физическое развитие
• Социально-коммуникативное развитие
Публикация «„Бумажные чудеса“ (проект для детей подготовительной к школе группы)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Поделки из бумаги
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
• Художественно-эстетическое развитие
Актуальность.
На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. Всё это способствует торможению их воображения, сковыванию инициативы, снижению качества результатов их деятельности. Наблюдения за детьми, беседы, их диагностирование, анкетирование родителей, – всё это способствовало получению более точных сведений об интересах детей и их родителей. Проанализировав полученные результаты, я пришла к выводу, что существует актуальная потребность развития детского художественного творчества посредством конструирования и моделирования изделий из бумаги. Ребенок, овладевающий техническими умениями ручного труда (обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывание бумаги, успешно осваивает сенсорные эталоны, приобретает первоначальные навыки поисковой деятельности, активно общается в коллективе детей и взрослых, что является стимулом творческого отношения к работе.
Ручной труд при правильном педагогическом руководстве даёт большой развивающий эффект, поэтому я решила разработать проект «Бумажные чудеса», который направлен на развитие детского художественного творчества посредством конструирования и моделирования изделий из бумаги, ибо «В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе» (Н. А. Ветлугина).
Цель: развивать детское художественное творчество посредством конструирования и моделирования изделий из бумаги.
Задачи:
• вызывать у детей чувство восхищения совершенством рукотворных предметов;
• расширять их представления о свойствах и особенностях бумаги в различных изделиях, о значении и разнообразии бумаги в нашей жизни;
• побуждать дошкольников применять различные способы обследования бумаги (наложение, приложение, сравнение);
• закреплять умение детей изготавливать изделия из бумаги, используя разнообразные приемы работы, обращать внимание на необходимость бережного использования бумаги;
• воспитывать чувство взаимопомощи, инициативу, самостоятельность, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, бережное отношение к результатам труда.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный
• изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование, разработка конспектов и сценариев мероприятий);
• составление перспективного плана с детьми и родителями;
• создание ППРС.
2 этап - основной
• Использование на НОД:
o традиционных и нетрадиционных техник работы с детьми (аппликация, лепка, оригами, торцевание и т. д.);
o нетрадиционного оборудования (цветовые материалы и освещение, зеркало, пластиковые ложки и т. д.) иллюстративный материал, музыка.
• В прикладном творчестве познакомить детей со сложными формами сложения из бумаги, развивать возможность придумывать собственные.
3 этап - завершающий
• Оценка результатов освоения уровня художественно- творческих способностей детей (педагогическая диагностика дошкольников).
• Оформление выставки «Бумажные чудеса».
• Презентация проекта.
План мероприятий по реализации проекта
Этапы Мероприятия, материалы
Подготовительный этап 1. Подбор методической литературы:
1.1. Дыбина О. В. Что было до. : Игры-путешествия в прошлое предметов.
1.2. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников.
1.3. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги.
1.4. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию.
1.5. Куцакова Т. С. Конструирование и ручной труд.
1.6. О. Щеглова, А. Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я.
2. Создание уголка «Бумажная страна»
(изделия и образцы из бумаги).
3. НОД:
3.1 «Такая разная бумажная страна».
Знакомить дошкольников с разнообразием видов бумаги, ее историей, использованием в жизни.
3.2 «Какой бывает бумага?».
Совершенствовать умение отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину).
3.3 «Эксперименты с бумагой».
Совершенствовать умение детей в процессе исследования и экспериментирования (впитывает воду, режет, мнется и т. д.).
4. Информационный материал для родителей «Как развить творчество детей с помощью бумаги».
Основной этап НОД:
1. «Павлин». Аппликация из картона.
Цель: развивать умение составлять композиции, подбирая оттенки цветов, воображение, творческие способности, закреплять приемы вырезания.
2. «Зимушка». Аппликация из салфеток.
Цель: продолжать учить детей создавать изображения по представлению, развивать чувство композиции.
3. «Радуга-дуга». Конструирование из цветной бумаги.
Цель: формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги, подбирать цвета и оттенки.
4. «Веселая семейка». Конструирование из разных видов бумаги.
Цель: создание образов с применением разных приемов вырезания, обрывания, наклеивания; совершенствовать умение работать с разными видами бумаги.
5. «Бабочки». Оригами из цветной бумаги.
Цель: совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике оригами, развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу; развивать воображение и пространственное мышление.
6. «Самолет построим сами…» Оригами из бумаги.
Цель: совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике оригами, развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу; развивать воображение и пространственное мышление.
7. «Плывет кораблик» Оригами из бумаги.
Цель: совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике оригами, развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу; развивать воображение и пространственное мышление.
8. «Белое перышко» Оригами из бумаги.
Цель: совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике оригами, развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу; развивать воображение и пространственное мышление.
9. «Веселые звездочки» Оригами из фантиков от конфет.
Цель: совершенствовать умение детей работать с бросовым материалом в технике оригами, развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу; развивать воображение и пространственное мышление.
10. «Воздушный змей» Оригами из цветной бумаги.
Цель: совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике оригами, развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу; развивать воображение и пространственное мышление.
11. «Аквариум» Конструирование из картона, аппликация, лепка, оригами.
Цель: закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать соответственно с общим замыслом, не мешая друг другу; закреплять умение совмещать разные приемы работы (конструирование, аппликация, лепка, оригами).
12. «Танк» Коллективная работа в технике комочки из салфеток.
Цель: продолжать совершенствовать технику комочки из салфеток.
13. «Цветочное дерево» Коллективная работа в технике торцевание.
Цель: познакомить детей с техникой торцевание; развивать воображение, творческие способности и мелкую моторику рук.
Динамические паузы:
Цель: повысить работоспособность, ослабить утомление, развить речь, координацию движения и мелкую моторику.
«Вот летит большая птица», «Волшебники», «Самолет», «Веселая минутка», «Бабочка», «Дождик».
Дидактические игры:
Цель: Развить операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, способность к воображению.
«Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Определи на ощупь», «Найди предметы из бумаги».
Досуги и мероприятия:
1. «Художник» - совместный творческий досуг с детьми и их родителями.
2. «Фестиваль воздушных змеев» - мероприятие с детьми.
3. «Волшебные звездочки» - мастер-класс для педагогов.
Заключительный этап 1. Оценка результатов освоения уровня художественно- творческих способностей детей (педагогическая диагностика дошкольников).
2. Оформление выставки «Бумажные чудеса».
3. Презентация проекта «Бумажные чудеса» для педагогов ДОУ и родителей.
Ожидаемые результаты:
- у детей расширятся представления о свойствах и особенностях бумаги, бережного ее использования;
- сформируются умения дошкольников в изготовлении изделий из бумаги;
-будут развиты мелкие и крупные мышцы рук (сноровка, ловкость пальчиков и общая координация движений);
- активизируются позиции ДОУ и семьи в совместной творческой детской деятельности;
-наличие художественно-творческих способностей у дошкольников станет залогом успешного обучения в школе и в будущей жизни.