Татьяна Арбатская
Проект «Бумажные чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта.
Творческо-исследовательский
Участники проекта.
Воспитатели, дети, родители.
Срок реализации проекта.
Долгосрочный.
Актуальность.
Современный человек прекрасно понимает мир ребенка – сложный комплекс зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет и толкает к созиданию, поисковой деятельности, заложенные в ребенке с рождения. Помочь ребенку открыть себя наиболее полно могут родители и педагоги. А также создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его красках и проявлениях. Когда мы говорим о бумаге, то каждый из педагогов знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда мы взрослые, используем ее возможности. Работая с бумагой, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.
Публикация «Проект „Бумажные чудеса“» размещена в разделах
Цели.
Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге; дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм; развивать образное представление о возможности предметов, учить конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Задачи.
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях, открыть ее новые возможности; развивать интерес к истории создания бумаги; пополнить активный словарь детей новыми словами и словосочетаниями: техника оригами, бумажная масса, папирус, тростник, пергамент, береста, гофрировка, наждачная бумага, бумажное производство; формировать потребность в создании собственной поделки; развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность; развивать свободную творческую личность.
Основные принципы развития творческих способностей.
Принцип беглости мышления (предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществляется по методу «мозгового штурма»);
Принцип сотрудничества и кооперации (позволяет выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе);
Принцип благоприятного климата (обязывает взрослого поддерживать на занятиях благоприятную социально-психологическую среду, характеризующуюся психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка);
Принцип неоцениваемой деятельности (предоставляет каждому участнику право делать ошибки).
Распределение работы по этапам проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап
подготовительный Определить цели и задачи;
Сбор и уточнение информации;
Составление плана действий.
Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем.
2 этап
практическая деятельность по решению проблемы Организация работы через занятия с применением эффективных методов и приемов;
Оказание практической помощи детям. Формирование знаний, умений и навыков;
Изготовление поделок
3 этап
анализ проектной
деятельности и
оценка результатов Анализ деятельности детей;
Соотнесение полученных результатов с поставленными задачами.
4 этап
Презентация проекта «Выставка поделок
за год» Организация презентации проекта через выставку поделок. Участие в организации выставки.
Схема осуществления проекта «Бумажные чудеса»
Виды детской деятельности
Познание
Речевое развитие
Физическая культура
Социализация
Художественно-эстетическое развитие
Работа с родителями Эксперименты и опыты с бумагой разной фактуры (в процессе действий выявить свойства бумаги : гладкая, белая, мнется, рвется, можно резать ножницами);
Рассматривание и обследование различных образцов бумаги – подготовить детей к созданию коллекции Бумаги;
Темы занятий: «От куда пришла бумага?», «Путешествие бумажного листа»;
Решение проблемных ситуаций: «Будет ли бумага в будущем?», «Вторая жизнь бумаги».
Д/ игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее», «С какого дерева ветка?».
Беседы: «Из чего делают книги?», «Почему надо беречь книги?», «Из истории бумаги»;
Составление рассказов, сказок о своей поделке;
Заучивание стихотворений, поговорок, пословиц;
Загадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций;
Словесные игры.
Подвижные игры;
Развлечение «Бумажный бум»;
Правила работы с ножницами.
Изготовление и игры с бумажными куклами;
Макеты «Наша планета Земля».
Нетрадиционные техники рисования;
Рисование, работа в раскрасках;
Аппликация «Платье для куклы Даши»;
Изготовление коллажей, масок, шляпок, рамок для фотографий;
Рассматривание иллюстраций;
Пение, слушание, танцевальные движения.
Организация Музея Бумаги;
Семейный клуб «Оригами»;
Выставки поделок из бумаги.
План-график реализации проекта
Задачи проекта Мероприятия Сроки Ответственные Связи: участники и союзники Ресурсы Ожидаемые результаты
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности. Беседы;
Рассматривание образцов бумаги, изделий из разных видов бумаги. Сентябрь-октябрь Воспитатели Родители;
Дети Образцы бумаги;
Изделия из разных видов бумаги. Расширение представлений о видах бумаги и открытие новых возможностей.
Воспитывать интерес к истории создания бумаги. Беседы;
Рассматривание иллюстраций. Октябрь-ноябрь Воспитатели Дети Книги Интерес к истории.
Формировать потребность в создании собственной поделки, картины. Изготовление различных поделок, картин;
Конструктивная деятельность. В течении учебного года Воспитатели Дети Обеспечение материалами для создания поделок Удовлетворить потребность в создании собственной поделки.
Развивать эмоционально-личностную сферу ребенка. Занятия;
Составление рассказов, сказок. В течении учебного года Воспитатели Дети Обеспечение наглядного материала Развитие эмоционально-личностной сферы.
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Работа с бумагой;
Занятия. В течении учебного года Воспитатели Дети Материал для деятельности (разные виды бумаги) Умение подбирать материал для деятельности, манипулирования с ним.
Развивать творческую свободную личность. Занятия. В течении учебного года Воспитатели;
Музыкальный руководитель Дети Материал для занятий Развитие творчества.
Учить пользоваться специальной терминологией. Занятия В течении учебного года Воспитатели Дети Наглядный материал Обогащение словарного запаса, активизация использования терминологии на занятиях и в повседневной жизни.
Результаты.
Дети активно познают окружающий мир, у них формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Применяют разные способы детского творчества, работа с бумагой научит детей правильному обращению с режущими инструментами, научит технике склеивания, складывания. Все эти операции требуют дополнительных усилий, а значит, укрепляются мелкие и крупные мышцы рук, развивается сноровка, ловкость пальчиков, и, в результате, общая координация движений. Родители становятся активными участниками жизни детского сада, сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.