Ольга Мельник
Образовательная программа кружка «Бисероплетение». 1-й год обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Радость» комбинированного вида
«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
1 год
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА развитие мелкой моторики, эстетического вкуса, композиционной завершенности
Мельник О. И.
Принято на заседании Педагогического совета
МАДОУ №27 «Радость» Протокол № / от /J, Of. ЛО/'S'^
г. Мытищи
Пояснительная записка
Публикация «Образовательная программа кружка „Бисероплетение“, 1-й год обучения» размещена в разделах
Программа разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников и в соответствии с действующим законодательством:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».
- Устав Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 27 «Радость» комбинированного вида, утвержденный Постановлением Главы Мытищинского муниципального района от 28.05.2015 г. № 1105
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
Введение.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни.
Для реализации идей ребенка, проявления его творческих задумок очень подходит бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир.
Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры дошкольников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, совершенствуют творческие способности, дают большие познания в области цветоведения, развивают память, внимательность, моторику рук.
Актуальность программы.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, направлена на овладение детьми основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации детей.
Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом, под диктовку, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память.
На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, находится в роли исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
Набор детей и продолжительность обучения.
Программа кружка «Бисероплетение» рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Для поступления в кружок не требуется проходить какое-либо тестирование. В кружке могут обучаться как дети, не имеющие никаких навыков бисероплетения, так и дети, имеющие некоторый уровень подготовки в данном направлении декоративно-прикладного творчества.
Занятия в каждой группе обучающихся детей проходят 2 раза в неделю по 25-30минут в день.
Цели и задачи программы.
Целями занятий в кружке «Бисероплетение» являются:
- нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения;
- активизация познавательной и творческой деятельности;
Задачами курса являются:
-углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения,
-формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение
техники бисероплетения;
-развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих
способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Основные направления и содержание деятельности программы.
Основным направлением программы обучения в кружке «Бисероплетение» является художественно-эстетическая деятельность. В ходе обучения дети получают знания, необходимые для создания различныхукрашений из бисера, создание цветочных композиций и игрушек, а также узнают основныесведения о цветоведении и цветовой композиции. Обучение по программе «Бисероплетение» базируется на трехуровневой системе, основными элементами которой являются:
-репродуктивный уровень с помощью педагога;
-репродуктивный уровень без помощи педагога;
-продуктивный.
Методика проведения занятий.
В начале каждого занятия детям сообщается тема занятия, рассказывается, какие материалы, инструменты и приспособления должны быть использованы для создания соответствующих украшений из бисера, какие правила техники безопасности должны быть при этом соблюдены.
Далее следует непосредственное плетение из бисера. В процессе плетения дети активно пользуются наглядными схемами, позволяющими детально изучить структуру и
последовательность создания соответствующих изделий.
Занятия по бисероплетению построены на постоянном диалоге педагога и детей,
когда дети имеют возможность получить ответ на все интересующие их вопросы, высказать свое мнение, предложить свои варианты решений.
Календарно-тематический план работы по программе «Бисероплетение»
Месяц № занятий Тема занятия Базовый компонент Региональный компонент Компонент ДОУ
Сентябрь 1. Знакомство с бисером. Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами техники безопасности Знакомить детей с историей бисероплетения, сразличными видами бисера, материалами для работы (леска, проволока, ножницы, украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером. Установить такие взаимоотношения,которые позволят создать атмосферуувлеченности, эмоционального настроя,сотворчества взрослого и ребенка. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.
2. Рассказ об истории появления украшений из стекла, бус и бисера. Продолжать знакомить с историей появления украшений из стекла, бус и бисера. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.
3-4 «Плетем украшения для кукол». Продолжать знакомить детей со способом простого низания бусин на леску. Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.
. Чтение стихотворений об игрушках. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
5-6 «Цыплята» Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Формировать умение соединять детали из бисера с яйцом от «Киндер- сюрприза». Создать радостное настроение. Закреплять знания детей о домашних птицах. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцовяйцо от «Киндер-сюрприза» на каждого ребенка, схемы.
Октябрь. 7-9 «Овощи» (морковка, перец, огурец). Знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера. Закреплять знания об овощах. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.
10-12 «Фрукты в вазе»
Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания о фруктах.
Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.
13-14 «Сказка о глупом мышонке».
(Мышонок) Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Знакомить с произведениями детской литературысказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.
Ноябрь 15-16 «Сказка о глупом мышонке».(кот)
Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. ПродолжатьЗнакомить с произведениями детской литературысказкой С. Маршака. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.
17-20 «Веточка с осенними листиками» Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания об осени. Загадывание загадок про осень. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Подготовка к выставке работ ко Дню Матери.
Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.
Декабрь 21-22 Сувенир "Новогодняя елочка" Обучение петельному плетению. Плетение еловых веточек в технике петельного плетения на проволоке. Загадки о Новогодней ёлке. Чтение детьми стихов о зиме, Новом годе. Знакомство с традициями празднования Нового года. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета. Подготовка к выставке работ к Новому году. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
23-24 "Фабрика новогодних игрушек" Закрепление навыков плоского параллельного и знакомство с ажурным плетением. Способствовать желанию выполнять украшения собственными руками к новогоднему празднику. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета. Подготовка к выставке работ к Новому году. Использование набора для бисероплетения, салфетки льняные, демонстрация образцов.
25-28 «Как заяц и лиса встречали Новый год»
(Дед Мороз, Снегурочка) Формировать умение выполнять параллельное плетение, изготавливать фигурки Деда Мороза, Снегурочки. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания о новогоднем празднике.
Воспитывать любовь к празднику, создать радостное настроение. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
Январь 29-30 «Бусы и браслеты»
Знакомить с техникой плетения «колечки». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Способствовать желанию выполнять украшения собственными руками. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
31-32 «Снежинка» Использовать способ простого низания бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук.
Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Закреплять знания о зимних приметах. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам.
Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
Февраль 33-34 «Сердечко»
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Воспитывать любовь и уважение к близким. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
35-37 «Самолет в небе»
(подарок папе).
Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания о празднике «День защитника Отечества». Воспитывать любовь и уважение к близким. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Подготовка к выставке работ ко Дню Защитника Отечества.
Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
38-40 «Красивый цветок для мамы».(подарок маме) Формировать умение выполнять параллельное плетение. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания о празднике «8 марта». Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.
Март 41-42 «Красивый цветок для мамы».(продолжение)
Формировать умение выполнять параллельное плетение. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Чтение стихотворения "Все она" А. Барто. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Подготовка к выставке работ к празднику 8 Марта.
Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
43-49 «Кот в сапогах»
(плетение принца и принцессы и кота)
Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Знакомить с произведениями детской литературысказкой Ш. Перро «Кот в сапогах». Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
Апрель 50-52 «Волк и семеро козлят»
(плетение волка, козы и козлят) Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закрепить знание сказки «Волк и семеро козлят». Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
53-54 "Ракета" Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Расширение знаний о космонавтах, космосе. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
55-56 «Веселая стрекоза»
Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закрепить знания детей о насекомых. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета.
Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
Май 57-58 Браслет "Змейка" Знакомство с техникой плетения в две нити. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Отгадывание загадок про змею. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
59-64 Изделие коллективное «Дерево». Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закрепить знания о деревьях и их строении. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Подготовка работы к выставке для родителей. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов
Всего: 64
Диагностика освоения программы детей кружка «Бисероплетение»
(начало года)
Правила техники безопасности. Умение работать со схемами. Знание техник изготовления изделий. Использование различных видов бисерного плетения при выполнении работ. Составление композиций из бисера.
1б. - низкий уровень.
2б. - средний уровень.
3б. - соответствует возрасту.
4б. - высокий уровень.
Диагностика освоения программы детей кружка «Бисероплетение»
(конец года)
Правила техники безопасности. Умение работать со схемами. Знание техник изготовления изделий. Использование различных видов бисерного плетения при выполнении работ. Составление композиций из бисера.
1б. - низкий уровень.
2б. - средний уровень.
3б. - соответствует возрасту.
4б. - высокий уровень.
Данная рабочая программа разработана на основе методических материалов:
1. Дошкольная педагогика №8 2008г.
2. «Книга для девочек – «Украшения из бисера и бусин»- Е. П. Истратова.
3. «Ручная работа» № 24 – 2006.
4. Игрушки и украшения из бисера / Е. Г. Виноградова. – М. : АСТ; СПб. ; Сова, 2006 г.
5.«Бисер. Уроки,приемы и схемы» - Н. Л. Ликсо.