Приложение МААМ

Программа кружка «Умелые руки»

Оксана Бесчетнова
Программа кружка «Умелые руки»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа кружка по художественному- эстетическому развитию (развитие каллиграфических навыков) «Умелые руки»

Пояснительная записка.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Публикация «Программа кружка „Умелые руки“» размещена в разделах

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в 1 класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Как правило, младшие школьники на протяжении многих лет обучения в школе испытывают стойкие трудности в овладении графическими умениями и навыками.

У многих детей они недостаточно сформированы к началу обучения в школе (не могут провести прямую линию справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх, волнистые и ломаные линии, не справляются с ограничением линий при закрашивании и штриховке. Это отражается на овладении школьниками навыками письма и чтения, а в дальнейшем и трудовыми умениями.

Проблема формирования графических умений и навыков у детей с ОНР остаётся актуальной на протяжении младшего школьного возраста и может быть решена посредством активного включения в процесс упражнений на развитие мелкой моторики руки уже в условиях ДОУ.

Письмо, подчёркивал А. Р. Лурия, - не простой двигательный акт, опирающийся на узкоограниченный участок коры мозга, а сложная функциональная система, которая нарушается при поражении различных совместно работающих зон коры головного мозга.

Письмо представляет собой, по мнению учёных, (А. Р. Лурия, Р. Е. Левиной, М. М. Кольцовой, М. М. Безруких, Р. И. Лалаевой и мн. др.) сложный психофизиологический процесс, который обеспечивается работой четырё х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного.

Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чём-либо».

В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев положительно сказывается на становлении детской речи.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук. Ребёнок с ОНР обычно поворачивает лист бумаги при рисовании и закрашивании. В этом случае он заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя при этом тренировки пальцев и руки.

И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Тренировка таких движений пальцев рук оказывает большое влияние не только на развитие активной речи ребёнка, но и имеет большое значение для общего физического и психологического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства.

Психологи, педагоги, физиологи, медики постоянно подчёркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, конструктивных и трудовых умений, развития первоначальных навыков письма. Однако этот развивающий потенциал может быть реализован лишь в том случае, если движения рук ребёнка будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения.

1. Актуальность

После предварительного наблюдения и результатов проведё нных диагностик в старшей группе мной был сделан вывод: у большинства детей мускулатура пальцев слабая, не получается штриховка (выходят за контуры фигуры, не соблюдается параллельность линий и расстояние между ними, нет точности зрительно-двигательной координации, целостного восприятия предмета. Дети рисуют на листе бумаги очень маленькие предметы, при закрашивании рисунков часто выходят за пределы контура и постоянно поворачивают лист, не меняя направления линий при помощи тонких движений пальцев и кисти. Особенно это заметно при декоративном рисовании, т. к. нужно правильно располагать элементы узора на плоскости, определить направления линий и движения рук.

Таким образом, мы пришли к выводу, что необходима соответствующая тренировка пальцев рук, а также нужно уделить внимание обучению дошкольников каллиграфическим умениям.

В настоящее время дети поступают в школу с 6,5 лет, и можно спрогнозировать, что при низкой ручной умелости обязательно возникнут проблемы в обучении.

Чтобы помочь детям развить каллиграфические умения, мелкую моторику рук, сделать движения точными, я стала использовать в своей работе методические рекомендации Н. В. Калининой, А. В. Разинкиной, И. И. Волковой, О. В. Узоровой и Е. А. Нефедовой, Т. А. Ткаченко, А. Е. Белой. Ещё я использовала свои разработки.

Известно, что игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому очень важной частью работы по развитию каллиграфических умений являются пальчиковые игры и работа по схеме-рисунку. Эти игры очень интересны, их можно проводить и в детском саду, и дома.

Таким образом, накопив методический материал, возникла необходимость в систематизации работы с детьми старшего возраста по развитию каллиграфических умений.

Цель:

Развитие графических умений у детей с ОНР для облегчения усвоения навыков письма будущим школьникам.

Задачи:

1. Разработать перспективный план использования упражнений, игр-картинок по обучению и развитию у детей каллиграфии в разных видах деятельности.

2. Освоить знания и умения в каллиграфии, постановка руки к овладению письмом.

3. Совершенствовать у детей развитие психических процессов (произвольное внимание, память, восприятие, мышление).

4. Повысить профессиональное мастерство педагогов.

5. Обогатить предметно-развивающую среду.

6. Разработать план работы взаимодействия с родителями по реализации поставленных задач.

7. Составить программу работы кружка «Умелые руки».

Средства обучения: печатные (раздаточный материал, книги, электронные (сетевые ресурсы, аудиовизуальные (слайды, аудиозаписи, наглядные (иллюстрации, картины).

Методы обучения: словесные (объяснение, рассказ, описание, наглядные (наблюдения, показ способов действия, практические (выполнение работ).

Все средства направлены на освоение каллиграфических навыков, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

Форма обучения: специально организованная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения.

Количество занятий: один раз в неделю.

Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественное творчество:

1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Развитие каллиграфических умений у дошкольников», «Пальчиковые упражнения».

2. Родительские собрания: «Развитие каллиграфических умений у дошкольников». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».

3. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук», «Экологические знания, которые могут получить дошкольники по занятиям лепки, рисованию, аппликации».

4. Оформление альбома «Умелые ручки» и т. п.

При создании программы опиралась на нормативные документы:

1. Федеральный закон "Об образовании в РФ №273- ФЗ от 29.12.2012г»

2. Устав МБДОУ «Детский сад №2»г. Чебоксары.

3. Адаптированная рабочая программа.

4. ФГОС дошкольного образования.

5. СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

Итогом детской деятельности могут служить детские работы, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков, выставки.

Место проведения: помещение группы «Светлячок».

Используемый материал:

Бумага, простые и цветные карандаши

Срок реализации: 1 год.

Календарно- тематическое планирование кружка «Умелые руки» на 2015 – 2016 год.

Сентябрь

3. «Помощники Мойдодыра» ( лексическая тема: «Если хочешь быть здоров»)

4. «Овощи на подносе» ( лексическая тема: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»)

Октябрь

1. «Соберём урожай» ( лексическая тема: «Фрукты. Труд взрослых в садах»)

2.«Листочки» ( лексическая тема: «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью»)

3. «Бабочка» ( лексическая тема: «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»)

4. «Гусь» ( лексическая тема: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»)

Ноябрь

1.«Выросли в лесочке грибочки» ( лексическая тема: «Поздняя осень. Грибы, ягоды»)

2. «Кошечка с клубочками» ( лексическая тема: «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних»)

3. «Ловкий зайчик» ( лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме»)

4. «Разноцветные ниточки», «Новые кроссовки» ( лексическая тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы»)

Декабрь

1. «Снегирь» ( лексическая тема: «Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные»)

2. «Обеденный стол» ( лексическая тема: «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых она сделана»)

3. «Голубая чашечка» ( лексическая тема: «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда»)

4.«Новогодняя веточка» ( лексическая тема: «Новый год»)

5.«Снежинка» ( лексическая тема: «Зима. Новый год»)

Январь

1.«Ехала машина грузовая» ( лексическая тема: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте»)

2.«Кактус» ( лексическая тема: «Комнатные растения, размножение, уход»)

3.«Морж» ( лексическая тема: «Животные холодных стран, повадки, детеныши»)

Февраль

1. «Папины инструменты» ( лексическая тема: «Орудия труда. Инструменты»)

2. «Верблюд» ( лексическая тема: «Животные жарких стран, повадки, детеныши»)

3. «Золотая рыбка» ( лексическая тема: «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»)

4. «Высоко в небе» ( лексическая тема: «Наша Армия»)

Март

1.«Наша клумба» ( лексическая тема: «Весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы»)

2 «Булочка» ( лексическая тема: «Мамин праздник. Профессии»)

3. «Матрёшка – символ России» ( лексическая тема: «Наша Родина — Россия. Москва — столица России»)

4. «Мой любимый город» ( лексическая тема: «Наш родной город»)

Апрель

1. «Строим дом» ( лексическая тема: «Профессии взрослых. Трудовые действия»)

2. «Что нужно почтальону?» ( лексическая тема: «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака, К. Чуковского,»)

3. «А орешки непростые…» ( лексическая тема: «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Пушкина»)

4.«Трактор» ( лексическая тема: «Весенние сельскохозяйственные работы»)

Май

1. «Скворечник» ( лексическая тема: «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы»)

2. Диагностика

3.«Школьные принадлежности» ( лексическая тема: «Скоро в школу. Школьные принадлежности»)

4. «Солнышко» ( лексическая тема: «Лето. Летние месяцы. Цветы»)

Ожидаемые результаты:

1. Освоение детьми начальных знаний и умений в каллиграфии, постановка руки к овладению письмом

2. Развитие мыслительных процессов: анализ, синтез.

3. Развитие психических процессов старших дошкольников: произвольного внимания, памяти, мышления, речи, слухового и зрительного восприятия.

4. Развитие объективности в оценивании.

Подготовил: Бесчётнова О. В.

Публикации по теме:

«Умелые руки не знают скуки» — поделки из бытового мусора фотоотчёт«Умелые руки не знают скуки» — поделки из бытового мусора фотоотчёт В преддверии праздника День Земли, в нашем районе проводится конкурс поделок из бытового мусора. Дети нашей группы и их родители изъявили.

Дополнительная общеобразовательная программа начального моделирования и конструирования «Умелые руки» Пояснительная записка. Интерес к обработке различных материалов у обучающихся велик. Они любят шить, моделировать, конструировать, клеить,.

Образовательная программа творческого объединения «Умелые руки». Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают.

План — программа кружка «Умелые руки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Классика» План – программа кружка «Умелые.

Программа художественно-творческого кружка «Умелые ручки» ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОГО КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (вторая младшая группа) Воспитатели: Березина Н. В. 2014-2015г. г.

Программа кружка по продуктивной деятельности «Умелые ручки» в средней группе Разработала: Назарова Татьяна Петровна, воспитатель ГБОУ СОШ № 4 с/п "Детский сад "Тополек"" пгт. Безенчук, Самарская обл. Структура программы.

Семейный конкурс поделок «Умелые руки наших пап!»Семейный конкурс поделок «Умелые руки наших пап!» В календаре есть замечательная дата 23 февраля - День защитника Отечества. Праздник отмечает вся страна. В этот день мы отдаем дань уважения.

Умелые мамины руки не знают скукиУмелые мамины руки не знают скуки К празднику наших дорогих мамочек и бабушек мы попросили их сделать что-то своими руками, привлечь своих дочек и сыночков. С радостью.

Умелые руки наших мамУмелые руки наших мам Добрый день, уважаемые коллеги! с наступившей вас весной, днём 8 марта!Пусть день 8 марта украсит счастьем жизнь, чтоб в этот праздник яркий.

Умелые руки «Снежные фигуры на радость детям»Умелые руки «Снежные фигуры на радость детям» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В нашем коллективе был объявлен конкурс на «Лучшие снежные фигуры». К участию в конкурсе можно было привлекать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Умелые руки»
Опубликовано: 11 октября 2015 в 21:14
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Умелые руки»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Бесчетнова (УИ 124444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД