Казачкова Галина
Конспект занятия «Беседа о лете» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- обобщить и систематизировать представление о лете по основным существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды, о летних растениях и жизнедеятельности животных в это время года;
- уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом;
- учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных.
Задача:
- закрепление представлений признаки лета;
- обобщение представлений о летних месяцах;
- продолжать развивать познавательную наблюдательность.
Публикация «Конспект занятия „Беседа о лете“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Развивающая среда: иллюстрации о временах года, карты с изображением леса, поля, огорода, карточки с изображением растений, букет цветов.
Ход занятия:
Воспитатель:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже - (лето)
Значит, кончилась - (весна)
Ребята, давайте вспомним и назовем времена года.
Дети: Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель: Правильно. Каждое время года длятся по три месяца. Назовите мне, пожалуйста, летние месяцы.
Дети: Июнь, июль, август.
Воспитатель: Что же за месяц июнь? Какие признаки июня вы можете назвать?
Дети: Цветы цветут, солнце яркое, жарко, дни самые длинные.
Воспитатель: Верно, дети, июнь открывает лето, румянец года его называют. В июне самые длинные дни и короткие ночи – воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке загорается уже утренняя заря. За длинный день и короткую ночь июнь называют светозаром. За богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Мы с вами часто наблюдали на участке за божьей коровкой, муравьями. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых появляются птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм.
Запомните: здоровых зверьков и птиц никогда не берите из леса!
Воспитатель: Какой же месяц приходит на смену июню?
Дети: Июль.
Воспитатель: Что вы знаете об июле? Как светит солнце в это время года? Какая вода в реке? Какие осадки выпадают летом? Что вам приходилось наблюдать на небе после дождя? Какие работы приходилось выполнять людям в огородах, садах, полях?
Дети предлагают свои варианты ответов. /
Воспитатель: Июль – середина лета. Стоят жаркие, тихие дни. Прольется крупный теплый дождь – и опять жарко. На небе часто появляется радуга: солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, чем крупнее капли, тем ярче радуга.
За частые грозы июль называют грозовиком, а за жаркие дни – жарником. В полях отцветают хлеба, но еще цветет гречиха и подсолнечник, на лугах идет сенокос. В лесу пахнут деревья, цветет липа. Июль – сладкоежка. В лесу и в саду поспевают ягоды. Упадут на землю тяжелые росы – пора за грибами в лес отправляться: сыроежками, маслятами,подберезовиками. В садах, огородах много работы: прополка, окучивание, полив. Что необходимо для роста растений именно летом?
Дети: Тепло, влага и воздух.
Воспитатель: Правильно. Летом солнце светит ярко, идут теплые летние дожди.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один,
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
После июля наступает последний месяц лета – август. Август – хлебосол, припасиха. Как вы думаете, за что люди так называют месяц? Каким трудом люди занимаются в садах и огородах? Как ведут себя в августе звери и птицы? Какие изменения произошли в погоде?
В августе лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе дни еще жаркие, а ночи прохладные. На деревьях появляются первые желтые листочки. В садах поспевают фрукты, в огороде овощи. Начинается уборка урожая. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес. Запахи в августе не те, что у лета. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу-грибами. Животные готовятся к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасаются орешками. Медведь копит жир. Готовятся к отлету птицы: ласточки, грачи, журавли.
Воспитатель: А как сейчас выглядят леса, скверы, парки?
Дети: Листья желтеют.
Воспитатель: Верно! Вот и заканчивается лето. Дети, вы летом ходили на поле, луг, сад, огород? Сейчас мы с вами поиграем в игру и вспомним, что где растет? (Дети соревнуются, кто скорее отберет карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород, луг.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами уже говорили о том, что для роста растений необходима вода. Я предлагаю вам провести опыт и убедиться в этом самим. Берем один цветок из букета и оставляем его без воды. Через некоторое время сравнивает цветок без воды и цветы в букете. Чем они отличаются? Почему это произошло? Вода ушла из цветка, испарилась.
Подведение итогов:
Воспитатель: О каком времени года мы сегодня с вами говорила? Назовите три летних месяца. Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего? Что понравилось больше всего?