Алфёрова Ольга Андреевна
Беседа в подготовительной группе «Яблочный спас»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа в подготовительной группе "Яблочный спас"
Программное содержание: Познакомить детей с традиционным праздником «Яблочный спас». Воспитывать интерес к русским народным традициям. Развивать у детей умения отгадывать загадки. Познакомить детей с разными сортами яблок.
Оборудование: Домовенок Кузя – иллюстрация, сундучок. Ваза с яблоками разных сортов. Корзинка. Яблоки для игры. Макет яблони. Самоклеющиеся картинки яблок.
Публикация «Беседа в подготовительной группе „Яблочный спас“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето. Фольклорные развлечения, спасы
- Подготовительная группа
- Спас. Яблочный, медовый, ореховый Спасы
- Яблочный Спас. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Ход беседы.
Воспитатель обращает внимание детей на красивый сундучок. Вместе с детьми старается открыть его, но сундучок не открывается.
Воспитатель: Как же нам быть? А так хочется посмотреть, что там внутри спрятано.
(Дети предлагают свои варианты. Раздается стук в дверь, в гости приходит домовенок Кузя)
Воспитатель: Кузя готов нам помочь открыть сундучок, но мы должны будем отгадать его загадки.
Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду – пока матрешка
Упадет сама в траву.
Дети: Это яблоко.
Воспитатель: Молодцы. За это скажу нам Кузя скажет волшебные слова, произнесите их все вместе, дружно, сундучок и откроется.
Сундучок, сундучок –
Позолоченный бочок,
Золотая крышка,
Медная задвижка.
(сундучок открывается в нем лежит большое яблоко)
Воспитатель: Сегодня у нас праздник Преображения Господня.
Преображение Господня
В народе Спасом Яблочным зовут.
И праздник этот прославляя,
Плоды созревшие –
Все в храм несут.
Этот праздник связан с удивительным событием в жизни Иисуса Христа. Это произошло за 40 дней до крестных страданий. Господь возвел учеников-апостолов на гору Фавор, где во время молитвы преобразился. Лицо его просияло, а одежды стали белыми как снег. Небо покрылось светом, на Христа сошло облако, и из него все слышали голос Бога-отца: Сей есть сын мой возлюбленный. На него есть мое благословление. Его слушайтесь. После этого Иисус Христос принял свой прежний облик. Пропели колокола на звоннице, возвещая миру радость. В этот праздник люди приносят Богу благодарность за все труды, которые он помог завершить. Преображение – это праздник нового урожая на земле и новой жизни. В Яблочный Спас обязательно соблюдается обычай оделять всех близких, знакомых, прохожих яблоками, окропленными святой водой в храмах и церквях.
Есть первый Спас – медовый, второй Спас – яблочный и третий – ореховый. Второй Спас считали главным праздником лета. К этому празднику приурочивали сбор и заготовку яблок. Днем пили яблочный квас и компот, ели пироги с яблочной начинкой, катали яблоки с горки : чье дальше. А вечером выходили на улицу и водили хоровод. Ребята, вы любите яблоки?
Ребенок 1: Я люблю яблоки. Они такие вкусные.
Ребенок 2: Я тоже люблю яблоки, они полезные.
Воспитатель: Очень хорошо, что вы любите яблоки. Яблоки – это очень полезный фрукт для нашего организма. Яблоки издавна считаются хорошим лекарственным средством от многих болезней. Эти плоды богаты витаминами. Они повышают устойчивость организма к действию радиации. Отгадайте еще одну загадку.
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко,
А внутри загадка. (Яблоко и семечки в яблоке)
(Дети отгадывают загадку)
Воспитатель: А загадка – это семечки в яблоке.
Воспитатель: Давайте разрежем яблоко и посмотрим, что у него внутри. (разрезает яблоко). Вот и ответ на загадку – это семечки в яблоке. Ребята, как вы думаете, для чего нужны семечки в яблоке?
Дети: Семечко сажают в землю, из него вырастает дерево.
Воспитатель: Вы правы, из семечек, которые находятся внутри яблока, люди выращивают дерево.
Воспитатель обращает внимание детей на вазу с яблоками.
Дети, посмотрите на эти яблоки. Чем они отличаются друг от друга.
Дети: В вазе яблоки разного цвета, разного размера.
Воспитатель: Как вы думаете, отличаются яблоки по вкусу?
Ребенок 1: Вкус у яблок одинаковый.
Ребенок 2: Я думаю, что вкус у яблок разный
Воспитатель: Это нам легко проверить. Давайте попробуем яблоки.
Дегустация яблок.
Дети: У каждого яблока свой вкус, свой аромат.
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали, что у каждого яблока свой вкус, свой аромат. Яблоки бывают разные по вкусу, сорту и цвету. Я думаю, что все люди любят яблоки.
Воспитатель: Ну, вот теперь вы готовы к празднику "Яблочный спас".
"Пришёл Спас-яблочко припас". А теперь давайте повторим все вместе.
(Дети с педагогом повторяют поговорку)
Воспитатель: Праздничный день начинался с румяного, как яблоко рассвета, и по старому обычаю все выходили на улицу его встречать. Так начинался праздник. А вы хотите пойти встречать рассвет?
(Дети отвечают)
Воспитатель: До наших дней сохранилось убеждение, что природа живая, что Мать - Сыра-Земля дышит и ночью тоже спит, а на рассвете просыпается. Поэтому мы должны пробудится вместе с ней.
(Пластический этюд "Утро" на фоне музыки).
Дети повторяют движения за педагогом, имитируя движения птичек, бабочек, колосков, ветерка, ручейка, деревьев, солнышка.
Воспитатель: А ещё на празднике любили играть и устраивать разные забавы и потехи. Давайте и мы с вами поиграем.
(Игра "Яблоки Яблочки".)
Воспитатель: Посмотрите, сколько яблочек мы набрали.
(Педагог берёт корзину с яблоками)
Воспитатель: Пусть каждый выберет себе яблоко, которое ему приглянулось. Сегодня не простой день. Сегодня каждый может загадать желание, и оно исполнится.
А для того, чтобы оно исполнилось, нужно произнести слова и откусить яблочко. "Что загадано - то надумано. Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется".
(Дети хором проговаривают слова, загадывают желание и откусывают яблоко)
Воспитатель: Я тоже хочу загадать желание - пусть сбудутся все ваши мечты, здоровья и успехов вам в учебе.
(Педагог загадывает желание и откусывает яблоко)
Воститатель: Интересно вам было на занятии? Что нового вы узнали о традициях русского народа? Что изменилось в ваших представлениях о жизни ваших предков? Хотели бы вы продолжить знакомство с русскими народными традициями и обычаями? Если да, то прикрепите эти яблоки (самоклеющиеся картинки) к яблоне (макет).
(Дети отвечают и потом клеят яблоки)
Воспитатель: Я вижу, что знакомство с элементами русской народной культуры показалось вам интересным. В заключении хочу сказать, что мне было очень приятно с вами изучать обряды "Яблочного Спаса".
И на память о сегодняшнем занятии я дарю вам эти книжки в виде яблок. Надеюсь, что вы познакомите ваших друзей и родителей, с традициями празднования русского народного праздника "Яблочный Спас".