Лидия Преснова
Конспект НОД в старшей группе «Береза — русская красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Береза – русская красавица».
Основная общеобразовательная программа: программа художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» И. А. Лыкова (издательский дом «Цветной мир»)
Возрастная группа : старшая
Ведущая образовательная область: «художественно – эстетическое развитие».
Цель: развивать у детей умение видеть и находить красоту русской природы, закреплять представления детей о берёзе, как о символе России.
Задачи:
«Познавательного развития» :
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Береза — русская красавица“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
• расширять представление детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве;
• расширять представления детей о берёзе как о символе нашей Родины.
«Речевого развития» :
• активизировать и актуализировать словарь детей;
• способствовать развитию диалогической речи;
• развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.
«Социально–коммуникативного развития» :
• способствовать формированию у детей патриотических чувств;
• расширять представление детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе;
• формировать самостоятельность при решении поставленной задачи;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
• воспитывать в детях чувство восхищения природой и желание сохранить её.
«Физического развития» :
• развивать мелкую моторику;
• формировать осознанную потребность в двигательной активности.
«Художественно-эстетического развития» :
• развивать изобразительные навыки и умение детей;
• развивать интерес детей использовать в творческой работе нетрадиционные техники рисования;
• развивать умение продумывать композиционное построение изображения;
• развивать умения передавать в рисунке характерные особенности изображения берёзы осенью;
• воспитывать чувство удовлетворённости от хорошо выполненной работой.
• Форма организации: подгруппа 8 человек.
• Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная, изобразительная.
• Форма организации: индивидуальная, парная.
• Словарная работа: строительный валик, березовая роща, репродукция картин.
• Предварительная работа: просмотр презентаций и беседа на тему: «Белая береза», изготовление д/и «Собери пейзаж», оформление выставки репродукции картин И. И. Шишкина, ленточки для рефлексии, заготовка фона для пейзажа.
• Оборудование и материалы: мольберт- 1шт., столы для творческой работы-4шт., столы для д/и «Собери пейзаж» - 2 шт., стол для выставки детских работ-1шт. стулья - 8шт., ленточки цветные для рефлексии 8-шт., береза,
На каждого ребенка:
• бумага формата А4 с заготовленным фоном;
• кисть №5,2;
• гуашевые краски 6 цв. ;
• лоток с белилами;
• баночка с водой;
• палитра или капроновые крышки;
• строительные кисти;
• строительный валик;
• хозяйственные губки;
• ватные палочки;
• стеки или пластиковые ложки;
• одноразовые тарелки;
• салфетки сухие,
• влажные салфетки;
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент
Педагог: Доброе утро ребята!
Педагог: К нам сегодня пришли гости, давайте с ними тоже поздороваемся и пожелаем доброго утра.
Педагог: Послушайте внимательно загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане
(Береза)
Педагог: Правильно, ребята, это береза. Белая береза-символ нашей необъятной России нашей страны. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Много прекрасных песен и стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Педагог: Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение о наших красавицах-березках
Тугие распущены косы
И белое платье до пят,
Как будто, невесты, березы,
Куда ни посмотришь стоят.
Весеннее солнце косыми
Лучами касается кос.
По всей необъятной России
Сегодня светло от берез.
(С. Есенин)
Педагог: Ребята, с кем сравнивает поэт в своем стихотворении березки?
Педагог: Ребята, я приглашаю вас пройти на выставку репродукций картин И. И. Шишкина
Педагог: Ребята посмотрите на репродукции картин, что на них изображено?
Педагог: Ребята, к какому жанру живописи мы можем отнести эти картины?
Педагог: Правильно! Это пейзаж. Картины, которые перед нами написал известный художник пейзажист Иван Иванович Шишкин.
С детства, проживая на окраине деревни, Иван Шишкин любовался просторами жёлтых полей, широтой зелёных лесов, голубизной озёр и рек. Повзрослев, все эти родные пейзажи не выходили у него из головы, и он решил выучиться на живописца. Как видим, у него это отлично получилось, и мастер оставил после себя огромный след в истории русской культуры и живописи. Его гениальные работы настолько натуральны и красивы, что известны не только на его Родине, но и далеко за её пределами.
Педагог: Ребята, приглядитесь какое дерево встречается на всех этих картинах?
Педагог: Правильно, ребята, это береза. А вы знаете как называется березовый лес?
Педагог: Он называется березовая роща.
Педагог предлагает рассмотреть репродукци картин
Педагог: Ребята, а хотите поиграть? Д/и «Собери пейзаж». Но для начала нужно поделиться на пары. У меня есть 8 цифр, но они повторяются(1,2,3,4). Дети, у которых цифры совпадают составляют пару, затем проходят к столу и ищут фон с такой же цифрой.
Педагог: Молодцы ребята, справились. (Уточняет пейзаж какого времени года дети собирали).
Педагог: Ребята, а вы хотите сегодня побыть пейзажистами, и нарисовать свои картины?
(Забегает Баба-Яга)
Баба-Яга: Ага, пейзажи, они собрались рисовать, русскую березку! А Бабушку –Ягу не позвали! Посмотрю, как вы справитесь без кисточек!
(хватает кисти и убегает)
Педагог: Ребята! Баба-Яга забрала все кисточки. Чем же мы теперь будем рисовать?
Педагог: Давайте посмотрим какие предметы у нас остались? (строительная кисть, строительный валик, ватные палочки, хоз. губка).
(Педагог поясняет, что все эти предметы мы можем использовать не только по назначению, но и в творчестве, они нам тоже могут пригодится)
Дети хором желают доброго утра
Ответы детей: береза
Дети слушают
Ответы детей: с невестой
Дети проходят на выставку
Ответы детей: природа, деревья, лес итд.
Ответы детей: пейзаж
…
Ответы детей: береза
Ответы детей:
дети дает свои варианты ответов
Дети рассматривают репродукции и делятся своими впечатлениями.
Ответы детей: да
Дети проходят в игровую зону, работают в парах,
собирают пейзажи разного времени года.
Ответы детей: осень, зима, весна, лето.
Ответы детей: да
Дети проходят в творческую зону и садятся за столы
Дети размышляют, дают свои ответы…
2. Основная часть
Педагог: Ребята, теперь, когда мы с вами разобрались с инструментами, предлагаю начать рисовать осенний пейзаж в нетрадиционной технике рисования.
Вы готовы?
На столах для творческой работы лежат:
• заготовленный заранее фон для пейзажа формата А4;
• палитра с гуашевыми красками 5 цв. (черный, белый, желтый, зеленый, красный,
• баночки с водой;
• салфетки сухие и влажные,
• стеки;
• лоток с белилами разведенные до состояния жидкой сметаны;
• строительные кисти;
• строительный валик;
• ватные палочки;
Педагог: Рисование пейзажа начнем с заднего плана, те. будем выстраивать перспективу.
Педагог: Ребята предлагаю нарисовать осенний пейзаж. Давайте вспомним что происходит осенью с листьями на деревьях?
Педагог: Молодцы!
Педагог: Ребята, возьмите строительную кисть, сейчас будем работать без воды, техникой называется «Сухая кисть». Кончик кисти погружаем в краску, лишнюю краску убираем об салфетку. Над линией горизонта тычками рисуем цветовые пятна разные по величине и размеру и цвету -это будут деревья, которые находятся очень далеко за горизонтом. При использовании другого цвета кисть промыть и насухо вытереть об салфетку.
Педагог показывает этапы творческой работы.
В процессе работы педагог реагирует на комментарии детей и помогает справиться с трудностями.
Педагог: Дальний план мы нарисовали, теперь приступаем к рисованию березы. Она находится ближе к нам.
Строительный валик опускаем в лоток с белилами и прокатываем его так, чтобы валик со всех сторон был покрыт краской. На ватную палочку набираем черную краску и по краям валика рисуем короткие линии-штрихи черного цвета. Когда все будет готово, прокатываем валик с низу вверх получается ствол березы.
Педагог: Ребята, а вы знаете для чего березез чёрные полоски?
Педагог: Они называются «чечевички». Через них воздух и проникает к стволу.
Педагог: Ватной палочкой дорисовываем ветки.
На сухую строительную кисть набираем желтую краску и тычками рисуем листья у березы.
Педагог: Правильно!
Предлагаю на переднем плане нарисовать траву.
Какого цвета трава?
А осенью?
Педагог: Правильно!
Работать будем опять сухой кистью. Кончить кисти опускаем в зеленую краску, а затем в желтую. По нижнему краю листа отрывистыми движениями рисуем траву.
Педагог: Ребята наши пейзажи готовы! Красиво у нас получилось?
Забегает Баба-Яга
Баба-Яга: Ну что, дорогие мои ребятишки ничего у вас не получилось нарисовать без кисточек?
Баба-Яга: Какая красота! А у бабушки ничего не вышло! (показывает свой рисунок, горюет). Ребятки, простите меня, я больше так не буду! (возвращает кисти)
Педагог: Не расстраивайся Баба-Яга, сейчас ребята тебе расскажут, как они без кисточек нарисовали такие красивые пейзажи. Расскажем бабушке?
Баба-Яга: Ой как интересно и необычно, а как называется такая техника?
Баба-Яга: Я все поняла! Ой, полетела я в лес, попробую вашу нетрадиционную технику рисования. Ждите скоро буду!
Педагог: Ребята, а вы хотите посмотреть, что же получится нарисовать у Бабы –Яги?
Педагог: Тогда в следующий раз обязательно пригласим ее к нам в гости!
А сейчас давайте повесим свои работы на выставку.
Ответы детей: да
Ответы детей: они меняют цвет с зеленого на желтый, красный, оранжевый итд.
Дети рисуют
Дети дают размышляют и длинные
Ответы детей:…
Ответы детей: зеленого
Ответы детей: она желтеет
Дети восхищаются
Ответы детей: получилось!
Ответы детей: да!
Дети рассказывают, как они рисовали.
Ответы детей: нетрадиционная техника рисования.
Ответы детей:да!
Дети подходят со своими работами и вешают их на выставку
3. Рефлексия
Педагог: Вот и подошло к завершению наше занятие.
На Руси был праздник «Русской березы» проходит он на Троицу. Дерево украшали лентами. Ребята если вам понравилось занятие возьмите ленту и повесьте ее на березку.
( звучит песня: «Во поле береза стояла»)
Я очень рада, что вам всем понравилось.
Педагог: Ребята давайте скажем нашим гостям до свидания!
Дети берут ленты и вешают их на березку.
Дети прощаются с гостями