Алёна Терещенко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР «Идем в гости к Маше и Мише»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Закрепление правильного произношения звука [ш] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Закрепление умения определять место звука [ш] в словах. Формирование умения составлять рассказ с опорой на схему.
Развивать фонематический слух и слуховое восприятие, моторику артикуляционного аппарата, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР „Идем в гости к Маше и Мише“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: компьютер, проектор, большой экран, презентация с артикуляционной гимнастикой и схемой для рассказывания, сундук, диск с видео – посланием, зеркала, ватные шарики, корзинки, шишки, шоколадные конфеты, домик медведя, столы, стульчики, конверт с картинками для деления слов на слоги, коробка с предметами (шапка, штаны, подушка, вешалка, карандаш, гуашь, полка с ящиками, баночки с вареньем картонные, варенье вишневое натуральное.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед. Ребята у вас сегодня хорошее настроение? (Ответы детей)
- Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем доброго дня.
- Давайте вспомним правило красивой речи.
Все вместе:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Плавно, четко говорим, никуда мы не спешим.
Логопед. Молодцы!
Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь. Вносится сундучок.
Логопед. Ребята, это сундучок. Давайте посмотрим, что в нем находится. Здесь диск с видео. Давайте посмотрим, что это за видео – послание.
Маша: Здравствуйте, ребята. Я Маша. А вы, знаете из какой я сказки (дети отвечают - Маша и медведь). Правильно. Мы с Мишей узнали, что вы учитесь правильно произносить наш любимый звук ш. Желаем вам успехов и приглашаем вас в гости.
II. Основная часть.
Логопед: По тропинке в лес пойдем
На поляне дом найдем.
Но сначала, я предлагаю Вам разбудить язычки, чтобы они старались говорить.
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о язычке».
Жил-был Мишка. Проснулся он в своем домике. Посмотрел на часы (упражнение «Часики»). Открыл окошко и вышел на крылечко погреться на солнышке (упражнение «Лопатка»). Затем покачался на качели (упражнение «Качели»). Потом пошел Мишка домой пить чай из чашечки (упражнение «Чашечка»). Выпил одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнил, что у него есть варенье и бублик (упражнение «Варенье»)
Дыхательная гимнастика:
Потом Мишка увидел пушинку и решил с ней поиграть немного (упражнение «Фокус»).
Произношение изолированного звука:
В лесу дует ветерок, качает ветки деревьев. Как дует ветерок? (ш-ш-ш)
- Изобразите руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произнесите звук (ш-ш-ш).
В каком положении находятся губы, язык (губы округлены и выдвинуты вперед; широкий язык поднят вверх, образует чашечку); струя воздуха теплая и проходит по центру языка.
Пойдем дальше. Дорога к домику Маши и Мишки запутанная, а добраться нам помогут слоги. Я произнесу, а вы повторяйте за мной:
Д. и. : «Повтори»
Ша - ша - ша; шо - шо - шо; шу - шу - шу;
А теперь усложним:
Ша-шо-шу; аш-ош-уш и т. д.
Ребята, мы идем в гости, значит, нам надо взять с собой угощение. Мы соберем для Мишки в наше лукошко шишки, это и будет для него угощением. А для Маши - шоколадные конфеты. Каждый возьмет по одной шишке и по одной шоколадной конфете. (Дети собирают шишки и конфеты)
А теперь посчитаем, сколько шишек и шоколадные конфет мы собрали и положим их в лукошко. Я начну, а вы продолжите:
Д. и. «Сосчитай – ка»
Одна шишка, две шишки, три шишки…и т. д.
Правильно! Я думаю, Маше и Мишке понравятся эти лакомства.
Логопед. А сейчас отправимся дальше.
Физкультминутка. Прогулка в лес
Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки через
Встанем, глубоко вздохнем. стороны, вверх - вдох, опустить вниз-выдох)
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе.)
Стали гномиками дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали. (Показывают уставший вид.)
Логопед: Присядем на пенечки, отдохнем. Посмотрите, ребята, что это за конверт. Откроем, посмотрим что здесь?
Д. и: «Раздели слова на слоги». Делят слова на слоги (машина, душ, шахматы, шиповник, шуба, каша, лягушка, неваляшка, погремушка, мыши).
Отправляемся дальше. Вот мы и подошли к домику. Наверное, Маши и Мишки нет дома - висит замок. Чтобы нам его открыть, нужно выполнить упражнение.
Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок
(ритмичные соединения пальцев рук в замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули
(руки тянутся в стороны,
Покрутили
(круговые движения пальцев от себя,
Постучали
(основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли
(разомкнули пальцы).
Д. и: «Разложи предметы по ящикам»
Логопед. Вот мы и попали в домик к Мишке. У Мишки такой беспорядок. Давайте поможем Мишке разложить предметы по ящикам. В верхний ящик будем класть предметы, в названии которых звук –ш- находится в начале слова; в средний ящик - предметы, в названии которых звук –ш- находится в середине слова; а в нижний ящик - предметы в названии которых звук –ш- находится в конце слова (шапка, штаны, подушка, вешалка, карандаш, гуашь).
Логопед. Какие вы молодцы! Как хорошо разложили все предметы. Я думаю, им понравится.
Д. и: «Составь рассказ»
Логопед. Что это у Мишки на стене. Предлагаю вам порадовать Мишу и Машу, составить рассказ про них по данным картинкам. Я начну, а вы слушайте и запоминайте.
Рассказ по схеме (на экране картинки):
Миша любит пшенную кашу
Пшенную кашу варят из пшена
Маша купила пшено
Она наварила пшенной каши
Маша накормила кашей Мишку.
- Кто хотел бы рассказать?
Сначала пересказывает рассказ один ребенок, а затем дети составляют по одному предложению.
Заходит медведь. Медведь: «Здравствуйте, ребята. Я рад, что вы пришли к нам в гости, только вот Маша в школе, но я обязательно расскажу ей, что вы приходили. Я наблюдал за вами и рад, что вы справились со всеми заданиями. Мы приготовили вам угощенье. Хотите узнать какое (ответы детей) Тогда сыграйте со мной в последнюю игру».
Д. и: «Назови варенье»
Медведь: В моей корзинке баночки с вареньем. Посмотрите на баночки и назовите его. Как вы думаете, какое это варенье, если оно (хоровые ответы)
из малины – малиновое;
из клубники – клубничное;
из вишни – вишневое;
из яблок – яблочное;
Скажите, в названии, какого варенья вы услышали звук (ш). Правильно, это вишневое варенье. Самое любимое мое лакомство. Угощайтесь.
Логопед и дети: Возьми и от нас угощенье.
Логопед: А сейчас ребята нам нужно поскорее вернуться обратно в наш д/с. До свидания, Миша! (дети уходят). А мы возьмем вишневое варенье и пойдем пить чай в группу. Давайте закроем глаза, я досчитаю до трех и мы снова очутимся в д/с.
III. Итог занятия. Самооценка.
Логопед: Ребята, вам понравилось наше путешествие в гости к Маше и Мише? Со всеми заданиями вы справились? Что было сложным для вас? (выбор кружков самооценки, ответы детей)