Людмила Абрамова
Конспект НОД «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра
Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.
Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».
Подготовила:
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад
«Улыбка» г. Жиздры
Публикация «Конспект НОД „Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Чистоговорки
- Темочки
Абрамова Л. В.
Оборудование:
-для детей: игрушки Рая и лисенок Рыжик, следы, предметные картинки, ПК, маркер, конверт – письмо Раи и лисенка Рыжика.
-для учителя-логопеда: картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки, ПК, маркер.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель: автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];
- умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- умение составлять из слов предложения;
- умение согласовывать существительные с числительными;
- расширение и активизация словарного запаса;
- совершенствование навыков анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;
Коррекционно- воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание активности и внимательности на занятии;
- воспитание потребности в речевом общении;
- воспитание интереса к занятиям;
- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.
Планируемые результаты (предпосылки УУД) : формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к НОД;, формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формиррование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.
Ход НОД.
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
1. Приветствие.
- Сережа, сегодня к нам пришли гости, давай с ними поздороваемся!
- Здравствуйте!
- У нас сегодня необычное занятие! Прежде, чем сесть за наш с тобой столик, мы должны пройти дорожку к столику вот по этим следам. Ты будешь брать след и картинку, которая лежит под следом, называть, что или кто нарисован на картинке!
- Не забывай наше правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
- Илья, какой звук встречается в словах картинок?
- Верно, звук «Р».
2. Артикуляционная гимнастика:
- Жила-была девочка Рая. У нее был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часикам. Его часики работали так:
Тик-так, тик-так.
Ходят часики вот так:
Тик - влево, тик – вправо.
Ходят часики вот так.
(Упражнение «Часики» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка двигается то влево, то вправо).
Проснулся язычок и пошел чистить зубки (Упражнение «Чистим зубки» : рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка водим то влево, то вправо за нижними зубами, а потом – за верхними).
Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов (Упражнение «Месим тесто» : рот открыт, кусаем язычок зубами, произнося: Та-Та-Та-Та, а,затем, пошлепаем по язычку губами, произнося: Пя-Пя-Пя-Пя).
Тесто пролучилось очень хорошим. Напек язычок блинов (Упражнение «Блинчик» : Рот открыт, губы в улыбке, язычок широкий лежит неподвижно на нижней губе) :
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
Достал язычок вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать (Упражнение «Вкусное варенье») :
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Надо ротик облизать.
Захотелось язычку попить чая. А чтобы выпить чая, язычок превратился в чашечку. Не веришь? А ты попробуй сам! (Упражнение «Чашечка» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка тянется к верним передним зубам, но не достает до них, а края языка тянутся к верхним коренным зубам, но не достают до них) :
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Хорошо позавтракал язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? (Упражнение «Заведем мотор» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка сильно упирается в бугорки за верхними зубами, произносим: дын-дын-дын) :
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын-дын-дын» - гудит мотор!
Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? (Упражнение «Киска сердится» : рот открыт, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки, а спинку языка выгибаем, боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам).
Взял язычок киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел дятел и стучал по дереву (Упражнение «Дятел») :
Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук –
Раздается громкий звук.
Навстречу язычку скакала лошадка (Упражнение «Лошадка») :
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!
Широко разинув ротик,
Смотрят на нас с Ильюшкой бегемотики!
Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его (Упражнение «Змейка») :
Подражаем мы змее,
С ней мы будем:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (Упражнение «Окошко» : широко открыть рот).
Посмотрела Рая в окошко, а там выглянуло солнышко, и Рая прикрыла окошко шторкой (упражнение «Шторка» - поднять широкий язык на верхнюю губу, держать 10 сек.). Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: ррррррр…
II. Актуализация знаний.
- О каком звуке мы сегодня будем говорить? Правильно, о звуке [Р].
Характеристика звука :
- Давай вспомним, как рычит тигр: р-р-р-р.
- Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?
- Воздух выходит свободно изо рта? Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.
- Посмотри, нам с тобой пришло письмо. Давай мы его откроем и прочитаем. Здесь чей-то портрет. Ты знаешь, кто это? Да это любимые герои кукла Рая и лисенок Рыжик. Давай вместе четко произнесем их имена Р-р-рая, Рррыжик. Какой одинаковый согласный звук, ты слышишь в их именах – (звук [р]).
Здесь написано: «Ждем тебя в домике лесном, поиграем, отдохнём». Рая с Рыжиком в гости в лес нас приглашают, поиграть там предлагают.
- Пойдем в гости? (Да)
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
1. Упражнение «Постучи, как я».
Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.
- Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
- В домике живёт лисенок Рыжик. У него часто в гостях бывает Рая.
- Рыжик и Рая узнали, что ты учишься правильно произносить их любимый звук и решили пригласить тебя в гости, чтобы вместе поиграть со звуком [р]. Какой любимый звук у Раи и Рыжика? Произнеси его - рррр.
2. Произнесение слогов со звуком «Р».
Логопед привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Посмотри, какой сундучок я для тебя приготовила. Положи сюда ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Ребенок обнаруживает стеклянные камешки.
Давай мы выберем все камешки и проложим из них дорожку к домику Рыжика. А теперь «пойдем» по этой тропинке пальчиками и будем проговаривать слоги. Повторяй за мной:
Ра - ру - ры Арка - урка - ырка
Ры –ра - ру Ырка - арка- урка
Ру –ры - ра Урка – ырка - арка
- Молодец! У тебя хорошо получается.
- Что ты чувствуешь? (Крупинки острые, они сильно колют твои ладошки, пальчики.) Давай копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
III. Открытие детьми нового знания.
3. Автоматизация звука [р] в словах.
Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Рая и Рыжик наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Рыжика, другой – для Раи. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Раи, а какие у Рыжика?
- У Раи в шкафу … (рубашка, сарафан, рукавички).
- У Рыжика в шкафу … (ракетка, рулетка, ролики).
4. Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».
У Рыжика есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.
Ра-кет-ка.
Ру-лет-ка.
Шар.
Кры-ша.
Са-мо-вар-чик.
Кор-муш-ка.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
5. Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».
- А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.
Ра-кет-ка.
Ру-лет-ка.
Шар.
Кры-ша.
Са-мо-вар-чик.
Кор-муш-ка.
6. Игра «Назови ласково» (ПК).
Рука – ручка.
Крыша – крышка.
Самовар - самоварчик.
Рыба - рыбка.
Брат - братик.
Рога - рожки.
Рукавицы - рукавички.
Воробей - воробушка.
7. Упражнение «Посчитай-ка».
Цель: умение согласовывать числительные с существительными.
- Рая собрала для Рыжика ромашки. Сколько ромашек собрала Рая?
У Раи 6 ромашек. Послушай и повтори. (Одна ромашка, две ромашки)
8. Автоматизация [р] в предложениях.
-Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
- Что изображено на первой схеме? (Корзина, стрелочка, фрукты)
- Как ты думаешь, что лежит в корзине? Ответь полным предложением. (В корзине лежат фрукты)
- Придумай предложения по второй и третьей схемам.
(Малыш Рома играет с шарами. Груша растет на дереве в саду.)
9. Автоматизация звука [р] в стихотворениях.
Давай расскажем стишок для Рыжика. Послушай и повтори за мной:
Роя норку, старый крот
Разрыхлил нам огород.
А сейчас давай выполним пальчиковую гимнастику (выполнение действий с проговариванием) :
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
10. Изоритмика «Солнышко».
Давай немного отдохнём. Я буду читать тебе стихотворение, а ты выполняй всё сказанное мною.
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
- Что получилось – узнаёшь? (Солнышко).
11. Задание «Подбери предметы к признакам».
Разноцветная, большая, дуга на небосводе после дождя (радуга).
Шариковая, гелевая, синяя (ручка).
Воздушный, легкий, летающий (шар).
Красивая, белая, полевая (ромашка).
12. Задание: «Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).
V. Рефлексия (итог).
Игра «Лабиринт».
- Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Р-р-р» (Картинка на ПК).
-Какой мы сегодня звук учились произносить?
- Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого лисенка, ну, а если нет, то – грустного.
Литература.
1. Андреева Г. Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. : пособие для логопеда / под ред. Р. И. Лалаевой. – М. : ВЛАДОС, 2012.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М. :Мозаика-Синтез, 2005.
3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободняк Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М. :Сфера,2008.
4. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. СПб. ,2003.
5. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях., М. ,2007.