Галина Ивановна Гончарова
«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье»
Учитель-логопед высшей категории МБДОУ детский сад №7 Гончарова Г. И. Краснодарский край, станица Новодеревянковская. 2016
Актуальность проблемы
В последние десятилетие возрастает потребность поиска оптимальных путей и направлений оказания своевременной эффективной помощи детям с нарушениями развития. Современными клиническими исследованиями выявлена высокая частота рождаемости детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Практикующие логопеды и врачи – неврологи встревожены тем, что поражение головного мозга, возникающее в период интенсивного онтогенетического развития мозговых систем и сопровождающееся нарушением развития психических и неврологических функций, приводит к сложным речевым расстройствам в дальнейшем.
Публикация «„Автоматизация поставленных звуков в играх и игровых упражнениях в ДОУ и семье“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Лидирующее место занимают речевые нарушения, осложненные дизартрией, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата, вследствие недостаточной его иннервации. Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения ребёнка. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение фонетической стороны речи: страдают звукопроизношение и просодика. Нарушения звукопроизношения у детей выражаются в искажениях артикуляции, смешениях, заменах и пропусках звуков, как правило, наиболее сложных по артикуляционным укладам. При этом антропофонические дефекты явно преобладают над фонологическими, так как расстройства звукопроизношения связаны с паретическими проявлениями в отдельных группах мышц органов артикуляционного аппарата. Также страдает темп, выразительность, модуляция речи, произношение в целом становится невнятным.
У детей поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период интенсивного развития может приводить к сложной дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определённое значение имеет поражение не только собственного двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. Поскольку нарушается чёткость кинестетических ощущений, ребёнок не может воспринимать состояние напряжённости или расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или неправильные артикуляционные уклады. Обратная кинестетическая афферентация является важным звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Поэтому нарушение обратной кинестетической афферентации у детей с дизартрией может задерживать и нарушать формирование корковых мозговых структур, замедлять процесс интеграции в работе различных функциональных систем, имеющих непосредственные отношения к речевой функции. Таким примером является недостаточное развитие взаимосвязи слухового и кинестетического восприятия у детей с дизартрией.
Артикуляторные затруднения оказывают отрицательное влияние на восприятие всей звуковой системы родного языка. Смазанная, нечёткая речь не даёт возможности для полноценного формирования слухового восприятия ребёнка с дизартрией. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль а процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие чёткого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Так трудности формирования взаимосвязанной работы речедвигательного и речеслухового анализаторов влекут за собой несформированность фонематических процессов, отставание в овладении навыками звукового анализа ….
Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов внимания и скрупулезной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения.
Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, - естественная среда его развития. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Это позволяет решить сразу несколько задач:
Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения. Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков. Повысить познавательную активность и работоспособность. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. Плавно регулировать поведенческие трудности детей. Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в режимные моменты.
Проблема: как сформировать у детей с дизартрией умение правильно произносить проблемные звуки.
Цель: сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале.
Задачи: 1. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов (постановка звуков) .
2. Формирование навыков правильного использования звуков в речи (автоматизация умений) .
3. Формирование умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).
Участники проекта: дети, учитель-логопед.
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Срок: проект рассчитан на 1 учебный года.
Ожидаемый результат:
1. Создано полноценное дидактическое обеспечение процесса коррекции звукопроизношения в кабинете учителя-логопеда.
2. Ребенок:
• Умеет правильно произносить звуки.
• Умеет выделять звуки в слове.
• Способен различать смешиваемые звуки.
• Проявляет речевую активность, самостоятельность, инициативу.
Принципы реализации проекта
1. Этиопатогенетический – учет этиологии механизмов речевого нарушения.
2. Системности и учета структуры речевого нарушения.
3. Возрастной адресованности – содержание дидактического пособия соответствует возможностям детей к усвоению речевого материала.
4. Поэтапности – работа с каждым дидактическим пособием начинается и соответствует задачам логопедической работы на данном этапе коррекции.
5. Индивидуально - дифференцированного подхода – учет пола, возраста ребенка, накопленного им опыта, особенности эмоциональной сферы и др.
6. Словесного сопровождения – работа с дидактическим пособием сопровождается точной и конкретной речью.
7. Взаимодействия – партнерские взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Методы и приемы коррекции звукопроизношения- образец- повторение- объяснение - указания - словесное упражнение - оценка детской речи- вопрос- показ- дидактическая игра - игра – драматизация- напоминание - совет - подсказ- исправление - замечание
Организация предметно-развивающей среды
по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста включает в себя:
Дидактические альбомы. Дидактические пособия. Набор предметных картинок. Игровые упражнения. Дидактические игры. Лексический материал.
Этапы проекта
I этап – подготовительный (2 недели). Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с воспитателями, родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – основной (1учебный год). Реализация проекта.
III этап – итоговый (2 недели). Включает в себя сбор и обработку практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными. Презентация проекта.
План реализации проекта
Этап работы Виды работы Пособия Цель работы
Подготовительный • Диагностическое обследование детей.
• Анкетирование родителей.
• Информирование воспитателей и родителей о целях и задачах проекта.
• Создание условий, необходимых для реализации проекта. Альбом для обследования речи детей.
Анкеты.
Выявить проблемы в звукопроизношении.
Основной
Постановка звуков Выработать умения правильно произносить изолированные звуки. Альбом «Общая артикуляционная гимнастика».
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов.
Альбом «Сказки для язычка» (комплексы артикуляционных упражнений) .
Отработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков (соноров, шипящих и свистящих звуков).
Пособие «Полянки». Выработка умения изолированно воспроизводить звук.
Автоматизация звука Добиться постепенного введения поставленного звука в речь ребенка.
Набор предметных картинок. Автоматизация поставленных звуков в словах (свист-х, шипящих звуков и соноров) .
И/упр. «Улитка». Автоматизация звука [с] в словах.
И/упр. «Помощник». Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.
И/упр. «Четвертый лишний». Автоматизация звука [с] в словах.
И/упр. «Украсим елочки». Автоматизация звука [с] в словах.
И/упр. «Времена года». Автоматизация звука [с] в словах.
И/упр. «Что сделал Саня?»
Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.
И/упр. «Что без чего не бывает?»
Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.
И/упр. «Что с чем?»
Автоматизация звука [с] в словах, в предложениях.
И/упр. «Около дома сад».
Автоматизация звука [с] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Прогулка Сени». Автоматизация звука [сь] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Считалочка». Автоматизация звука [з] в словах.
И/упр. «Возле дома газон».
Автоматизация звука [з] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Зина».
Автоматизация звука [з] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Машина».
Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.
И/упр. «Мишин завтрак».
Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.
И/упр. «Кошка».
Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.
И/упр. «Маша шла». Автоматизация звука [ш] в словах, в предложениях.
И/упр. «Измени слово». Автоматизация звука [ш] в словах.
И/упр. «Цирк Шапито».
Автоматизация звука [ш] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Жужжалка».
Автоматизация звука [ж] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Лужайка».
Автоматизация звука [ж] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Одинаковые словечки». Автоматизация звука [ч] в словах, в предложениях.
И/упр. «Колобок».
Автоматизация звука [л] в словах, в предложениях.
И/упр. «Веселый удав». Автоматизация звука [л] в словах.
И/упр. «Парочки – ассоциации». Автоматизация звука [л] в словах.
И/упр. «Летчик».
Автоматизация звука [л] в словах, в предложениях.
И/упр. «Жильцы».
Автоматизация и диффер-ия звуков [л – ль] в словах.
И/упр. «Овощи – фрукты».
Автоматизация и диффер-я звуков [л – ль] в словах.
И/упр. «Фотограф».
Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях.
И/упр. «Веселый удав».
Автоматизация дифференциация звуков [р – рь] в словах.
И/упр. «Прогулка Красной Шапочки». Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях.
И/упр. «Игра со звуком -Р-».
Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях.
И/упр. «Зоркий глаз». Автоматизация звука [р] в словах.
И/упр. «Овощи – фрукты».
Автоматизация и дифференциация звуков [р – рь] в словах.
И/упр. «Парочки – ассоциации». Автоматизация звука [р] в словах.
И/упр. «Рома – рыбак». Автоматизация звука [р] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Моряки».
Автоматизация звука [рь] в словах, в предложениях.
И/упр. «Жильцы».
Автоматизация и дифференциация звуков [р – рь] в словах.
И/упр. «Прогулка на реку».
Автоматизация звука [рь] в предложениях и фразовой речи.
Д/и «Ловкий волчок».
Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .
Д/и «Звуковые кубики».
Автоматизация поставленных звуков (свис-х, шипящих звуков и соноров) .
Д/и «Поезд звуков».
Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .
Д/и «Рыболов». Автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .
Лексический материал (набор картинок с художественным словом). Автоматизация и дифференциация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .
Дифференциация звуков.
Научить различать и
правильно употреблять звуки сходные по звучанию.
Набор предметных картинок. Дифференциация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .
Д/и «Часы».
Дифференциация поставленных звуков.
Лексический материал (набор картинок с художественным словом). Дифференциация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .
Д/и «Рыболов». Дифференциация поставленных звуков.
Д/и «Звуковые кубики». Дифференциация поставленных звуков.
Д/и «Поезд звуков».
Дифференциация поставленных звуков.
Д/и «Урожай». Дифференциация поставленных звуков.
Д/и «Друг за другом». Дифференциация поставленных звуков.
И/упр. «Веселый удав».
Дифференциация звуков [с – з] в словах.
И/упр. «Доскажи словечко».
Дифференциация звуков [с – ш] в словах.
И/упр. «В лесу».
Дифференциация звуков [с – ш] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Отгадай загадку».
Дифференциация звуков [с – ш] в словах.
И/упр. «Веселый удав».
Дифференциация звуков [ш – ж – ч] в словах.
И/упр. «Отгадай загадку».
Дифференциация звуков [л – р] в словах.
И/упр. «Белка».
Дифференциация звуков [л – р] в предложениях и фразовой речи.
И/упр. «Доскажи словечко».
Дифференциация звуков [л – р] в словах.
Итоговый • Сбор и обработка практических материалов.
• Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.
• Презентация проекта педагогам ДОУ и района. Выявить эффективность и результативность проекта.
Обобщение педагогического опыта.
Дидактическое обеспечение
Дидактическая игра «Звуковые кубики»
Цель: автоматизация поставленных звуков в словах (свистящих, шипящих звуков и соноров) .
Содержание работы: логопед предлагает рассмотреть один кубик и назвать все картинки, правильно проговаривая автоматизируемый звук. Можно предложить кинуть (катнуть) кубик на стол и назвать ту картинку, которая окажется сверху.
Дидактическая игра «Ловкий волчок»
Цель: автоматизация поставленных звуков (свистящих, шипящих звуков и соноров) .
Содержание работы: ребенку предлагается рассмотреть картинки. Затем в центр игрового поля кладутся шарики, ребенок вращает юлу, и шарики разлетаются, при этом попадая в специальные углубления. Ребенок называет картинки, на которых остановились шарики. Игра продолжается несколько раз, пока не будут названы все картинки.
Дидактическая игра «Подарки для матрешек»
Цель: дифференциация поставленных звуков [л - р] в словах.
Содержание работы: логопед предлагает посмотреть и назвать картинки. Ребенок должен определить, какой из двух звуков слышно в слове и «подарить» картинку соответствующей матрешке. В игре есть картинки для дифференциации звуков : [ш – ж], [с – з], [л – р], [с – ш], [з - ж].
Дидактическая игра «Ромашка»
Цель: дифференциация поставленных звуков [с - ш] в словах.
Содержание работы: на столе макеты ромашек и лепестки к ним. Ребенку предлагается называть картинку на лепестке цветка, правильно проговаривая дифференцируемые звуки, и составить ромашки. В игре есть картинки для дифференциации звуков : [ш – ж], [с – з], [л – р], [с – ш], [з - ж].
Дидактическая игра «Урожай»
Цель: дифференциация поставленных звуков [р - л] в словах.
Содержание работы: на столе ведерки и набор яблочек. Ребенку предлагается называть картинку на яблочке, правильно проговаривая дифференцируемые звуки, и складывать их в ведерки. В игре есть картинки для дифференциации звуков : [ш – ж], [с – з], [л – р], [с – ш], [з - ж].
Игровое упражнение «Подскажи словечко»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [л - р] в словах.
Содержание работы: логопед читает стихотворную строчку, ребенок, глядя на картинку подсказывает последнее слово, при этом определяет какой звук слышится [л ] или [р].
Игровое упражнение «Отгадай загадку»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [л - р] в словах.
Содержание работы: логопед предлагает рассмотреть набор картинок, выложенных перед ребенком в произвольном порядке. Затем логопед загадывает загадку, ребенок выбирает картинку и называет ее, при этом определяет какой звук слышится [л ] или [р].
Фонетические дорожки и логопедические тренажёры
На основных этапах, в процессе автоматизации поставленных звуков в слогах различного типа, а также для развития фонематического восприятия, активно применяются разработанные фонетические дорожки и логопедические тренажёры. Фонетические дорожки позволяют отработать звук в изолированном виде или ввести его в различные типы слога, сочетая с движениями пальцев рук (пальцеходы по дорожкам), либо развивая графические навыки (соединение точек, проведение дорожек различной траектории и формы). «Помоги кузнечику спрятаться в траву от стаи летящих птиц!» (Ребёнок направляет кузнечика по нарисованной точечной траектории произнося многократно и с различной частотой, в соответствии с характером дорожки, звук Ц и т. д
Наступает утро, а летучие мыши потеряли свою пещеру. Помоги, прошепчи куда нужно лететь (шта-што-шту-шты) произносит ребёнок цепочку слогов по заданию педагога в зависимости от этапа автоматизации звука.
Маленькие рыбки (мальки) запутались в водорослях, поможем им выбраться! (Ребёнок ведёт дорожки, произнося слоговые дорожки с мягким звуком Л).
В далёкой галактике живут жители других планет – инопланетяне. Они очень хотят познакомиться с землянами, поможем им погрузиться в летающую тарелку. Переправим их в специальной капсуле через открытое космическое пространство. Ребёнок погружает каждого инопланетянина в прозрачный марблс – сплющенный стеклянный шарик, сопровождая полё т слоговыми дорожками типа : Дро-дру-дры-дра …
Создание информативной базы, направленной на повышение педагогической культуры родителей
Результаты мониторинга
Социологический анализ семей воспитанников, а также анкетирование родителей и сбор анамнестических данных показали, что на начало учебного года 50 % составили родители, которым не хватает времени на занятия с детьми дома, 40% - считающие, что развивать и автоматизировать поставленные звуки должен только логопед, 10 % - заинтересованные и принимающие участие в результатах коррекции.
В связи с результатами обследования детей и семьи был сделан вывод – самый эффективный метод решения проблемы создание нетрадиционной формы общения с родителями : проектная деятельность.
В конце учебного года был получен следующий результат : 70% родителей были заинтересованными и принимали участие в результатах коррекции. 20% родителей возложили ответственность на логопеда. 10 % не нашли времени для занятий с ребёнком.
Гончарова Г. И.
Учитель – логопед высшей квалификации МБДОУ детского сада № 7