Светлана Ильина
Встреча с родителями «Артикуляционная гимнастика — залог успеха на пути к правильному звукопроизношению»
▼ Скачать + Заказать документы
2023 г.
«Артикуляционная гимнастика – залог успеха на пути к правильному звукопроизношению»
Цель: Оказание практической помощи родителям в преодолении нарушений звукопроизношения у детей
Задачи:
1. Познакомить с направлениями работы логопеда в детском саду;
Публикация «Встреча с родителями „Артикуляционная гимнастика — залог успеха на пути к правильному звукопроизношению“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
2. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, правилами проведения в домашних условиях;
3. Рассказать о способах как привлечь ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики.
4. Убедить родителей в необходимости выполнения артикуляционной гимнастики регулярно для повышения качества и скорости преодоления нарушений звукопроизношения.
Ход встречи:
Работа по программе «Говоруша» проводится с детьми по следующим направлениям :
• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать
на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
• формирование правильного звукопроизношения;
• развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
• совершенствование грамматического строя речи;
• обогащение, активизация словарного запаса речи;
• развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
• развитие связной речи (умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы);
• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением.
Вся перечисленная работа проводиться в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Необходимо вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. В игре может присутствовать элемент соревнования, использование наград за успешное выполнение упражнений. Для красочного оформления занятия могут использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, развития не только силы мышц, но и точности тонких дифференцированных движений, необходимых для правильного звукопроизношения.
Прежде, чем «ставить звук» ребёнку, необходимо сформировать правильный артикуляционный уклад. Без него самостоятельное воспроизведение звука ребёнком, а тем более употребление нормативного звука в свободной речи невозможно.
На занятиях мы с детьми знакомимся с основными движениями, которые необходимо освоить для постановки того или иного звука. Когда движение отработано и малыш понял, как его делать, я даю домашнее задание – повторять упражнение, закреплять артикуляционный уклад, довести до автоматизма.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу? Это поможет ребенку обратить внимание на свои ощущения и лучше запомнить положения органов артикуляционного аппарата.
- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Заниматься необходимо ежедневно, в выходные лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
- В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
- Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Примеры упражнений с изображениями положения органов артикуляционного аппарата и памятку с рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики я выдам в конце родительского собрания (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Развитие дыхания и голоса
Крайне важной частью наших «тренировок» по развитию произносительной стороны речи является развитие дыхания (речевого выдоха) и голоса.
Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно (в зависимости от возраста от 2 до 6 минут) следующие игры:
- Дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, кораблики; играть на детских духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках);
- Дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, на лёгких бумажных разноцветных птичек;
- Сдувать со стола, с руки снежные (бумажные, пушинки и т. п.
- Надувать резиновые игрушки (пузыри, уток, крокодилов и т. п.);
- Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю, и т. п. ;
- Для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один, два», далее «один, два, три» и т. д., не доводя число слов до перенапряжения (нельзя допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.
Читая детям сказку, стихи, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание : перед каждой фразой ( она не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4 лет, 4-6- для старших) не торопясь, вдыхать через рот. Ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.
Ребёнок, подражая взрослым, вместе с ними поёт песенки, декламирует стихи с соблюдением правильного дыхания (перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения).
Решающую роль в формировании правильной речи ребёнка играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребёнком простым, понятным языком, правильно, чётко произнося каждый звук, правильно ставя ударение. Следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки: говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно (подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства, приятным, мелодичным, голосом.
Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это, конечно, является вредным примером для ребёнка, не говоря уже о травмирующем действии такой речи на его психику.
Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи.
Надо избегать в разговоре с ребёнком или при нём употребление грубых слов, ненужного употребления уменьшительных и ласкательных суффиксов («ладненько», «чудьненько», «приветик», а также некстати повторяемых звуков и слов («э-э», «значит», «понимаешь», «так сказать», «видите ли», жаргонных выражений («железно», «мощно»).
С ребёнком надо говорить в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками. Впервые произнося незнакомые ребёнку слова, необходимо чётко повторять в разных комбинациях и с разными чувствами.
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Следовательно, родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит активным, могучим средством всестороннего развития личности ребёнка.