Папки-передвижки

Арт-терапия — одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Башкирова Галина Викторовна
Арт-терапия — одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных

технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Публикация «Арт-терапия — одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои.

Работая воспитателем, я обратила внимание на то, что родители, как правило, хотят дать детям больше знаний. А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают.

Я задалась вопросом, так как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое?

Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье детей нашей группы я продолжила посредством использования в работе арт-терапии.

Арт-терапия (в переводе с латинского) буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества.

В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.

В своей работе я использую такие разновидности арт-терапии, как изо-терапия, песочная терапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия.

Изо-терапия (рисование)одна из основополагающих техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим эмоциям, переживает свои отношения в различных ситуациях. Используя данную терапии я заметила позитивные изменения во всех аспектах развития ребенка.

В процессе реализации изо-терапии я учу не столько рисовать, сколько создавать такие произведения, которые будет выражать именно его индивидуальность. Мною позволяется детям делать то, что в обычной жизни либо запрещено, либо неприемлемо, что напрямую ведет к раскрытию индивидуальности ребенка и выплеску эмоций.

Приемы изо-терапии, используемые мною:

Техника «Марания». Эта техника буквально предполагает «пачкать, грязнить». Детям предлагаются такие варианты создания произведения, как случайные мазки и штрихи, размазывание и разбрызгивание краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.

Каракули. Изображение создается с помощью карандашей и мелков. Под каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Пальчиковая живопись (рисование ладошками). Пальчиковая живопись — это разрешенная игра с красками. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Движения могут быть точечными, локальными, отрывистыми или наоборот размашистыми, крупными.

Рисование сыпучими материалами. При выполнении этой техники я использую буквально все: песок, бусины, крупы, сахарный песок, соль, вермишель и т. д.

Рисование предметами окружающего пространства. Данный прием предполагает рисование мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками.

Песочная терапия. Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.

При реализации данной терапии я использую кинетический песок – это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Танцевальная терапия. Я использую танцевальную терапию в своей работе как средство эмоциональной разрядки, снятия умственной нагрузки и переутомления, формирования красивой осанки, укрепления мускулатуры, развития мелкой моторики.

Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогает детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

Сказкотерапия. Сказкотерапия в детском саду может включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем. В качестве авторов могут выступать и сами дети.

Данная терапия используется в нашей группе в форме спектакля — разыгрывание сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль.

Также данная терапия используется в форме чтения или обсуждения самой сказки. Здесь важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Звуки флейты расслабляют детей, звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них.

Элементы музыкотерапии используются мною в течении всего дня.

- Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт» оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

3. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

4. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон сопровождается следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. «Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах – Гуно «Аве Мария».

Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого используются следующие мелодии:

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3 Бах «Органные произведение».

5. Вивальди «Времена года».

6. «Голоса природы».

Продолжительность прослушивания составляет не более 10 минут одновременно.

Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. В моей работе средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре.

Игра – это всегда импровизация. А это значит, что ребёнок в игровой деятельности не только обучается жизни, но и живёт своей истинной жизнью.

Я активно использую различные формы арт-терапии в работе с детьми начиная со второй младшей группы, и сейчас, когда дети посещают подготовительную группу я с уверенностью могу сказать, что арт- терапия приближает детей к Здоровью в широком понимании этого слова- физической, социальной и психологической гармонии Человека. А также воспитывает в них доброжелательное отношение к людям, природе и, наконец к самому себе, развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации.

Публикации по теме:

Кинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском садуКинезиологические упражнения как одна из здоровьесберегающих технологий в детском саду Хотелось бы обратить внимание на еще одну из здоровьесберегающих технологий - кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга» Что такое.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия — одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2020 в 08:15
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия — одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Башкирова Галина Викторовна (УИ 1553649) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД