Башкирова Галина Викторовна
Арт-терапия — одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных
технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Публикация «Арт-терапия — одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Мнение великого педагога я разделяю целиком и полностью и уверена, что основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а также способность понимать чужие чувства и свои.
Работая воспитателем, я обратила внимание на то, что родители, как правило, хотят дать детям больше знаний. А чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются, удивляются и сопереживают.
Я задалась вопросом, так как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье не только физическое, но и психическое?
Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье детей нашей группы я продолжила посредством использования в работе арт-терапии.
Арт-терапия (в переводе с латинского) буквально означает «лечение искусством». Представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного искусства и творчества.
В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
В своей работе я использую такие разновидности арт-терапии, как изо-терапия, песочная терапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия.
Изо-терапия (рисование) — одна из основополагающих техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим эмоциям, переживает свои отношения в различных ситуациях. Используя данную терапии я заметила позитивные изменения во всех аспектах развития ребенка.
В процессе реализации изо-терапии я учу не столько рисовать, сколько создавать такие произведения, которые будет выражать именно его индивидуальность. Мною позволяется детям делать то, что в обычной жизни либо запрещено, либо неприемлемо, что напрямую ведет к раскрытию индивидуальности ребенка и выплеску эмоций.
Приемы изо-терапии, используемые мною:
Техника «Марания». Эта техника буквально предполагает «пачкать, грязнить». Детям предлагаются такие варианты создания произведения, как случайные мазки и штрихи, размазывание и разбрызгивание краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Каракули. Изображение создается с помощью карандашей и мелков. Под каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
Пальчиковая живопись (рисование ладошками). Пальчиковая живопись — это разрешенная игра с красками. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Движения могут быть точечными, локальными, отрывистыми или наоборот размашистыми, крупными.
Рисование сыпучими материалами. При выполнении этой техники я использую буквально все: песок, бусины, крупы, сахарный песок, соль, вермишель и т. д.
Рисование предметами окружающего пространства. Данный прием предполагает рисование мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками.
Песочная терапия. Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Все, что нужно для песочной арт-терапии – это обыкновенный ящик с песком, или песочница. Рисуя сухим или мокрым песком, строя из песка замки, создавая песочные фигуры, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
При реализации данной терапии я использую кинетический песок – это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
Танцевальная терапия. Я использую танцевальную терапию в своей работе как средство эмоциональной разрядки, снятия умственной нагрузки и переутомления, формирования красивой осанки, укрепления мускулатуры, развития мелкой моторики.
Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогает детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.
Сказкотерапия. Сказкотерапия в детском саду может включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем. В качестве авторов могут выступать и сами дети.
Данная терапия используется в нашей группе в форме спектакля — разыгрывание сказки. Воспитанникам предлагается на выбор несколько ролей – дети подсознательно сами выберут для себя подходящую им, «верную» роль.
Также данная терапия используется в форме чтения или обсуждения самой сказки. Здесь важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Звуки флейты расслабляют детей, звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них.
Элементы музыкотерапии используются мною в течении всего дня.
- Утренний прием в детском саду начинается под музыку Моцарта, потому что «Моцарт» оказывает воздействие, сила которого не сравнима с другими. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
3. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
4. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон сопровождается следующими музыкальными произведениями:
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2. «Времена года» П. И. Чайковского.
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4. Бах – Гуно «Аве Мария».
Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого используются следующие мелодии:
2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3 Бах «Органные произведение».
5. Вивальди «Времена года».
6. «Голоса природы».
Продолжительность прослушивания составляет не более 10 минут одновременно.
Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. В моей работе средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре.
Игра – это всегда импровизация. А это значит, что ребёнок в игровой деятельности не только обучается жизни, но и живёт своей истинной жизнью.
Я активно использую различные формы арт-терапии в работе с детьми начиная со второй младшей группы, и сейчас, когда дети посещают подготовительную группу я с уверенностью могу сказать, что арт- терапия приближает детей к Здоровью в широком понимании этого слова- физической, социальной и психологической гармонии Человека. А также воспитывает в них доброжелательное отношение к людям, природе и, наконец к самому себе, развивает творческие возможности и является хорошим способом социальной адаптации.