Юлия Илларионова
Аппликация как средство коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликативная деятельность как образовательный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Занятия аппликацией, при правильной их постановке, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребёнка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Публикация «Аппликация как средство коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С латинского языка аппликация переводится как «прикладывание.» Аппликация является для детей очень интересным и развивающим занятием. У ребенка развивается и совершенствуется мелкая моторика, что хорошо сказывается на умственном развитии ребенка. Также аппликация способствует развитию художественного воображения и эстетического вкуса, конструкторского мышления. Занятия этим видом декоративно-прикладного искусства развивают абстрактное и объектное мышление, и даже речь ребенка.
Аппликация - это один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Она тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной деятельностью, что так же оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги: сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.
Существует множество разнообразных видов аппликации. Аппликация подразделяется на несколько видов:
-По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная;
-По количеству используемых цветов: силуэтная (монохромная, цветная (полихромная);
-По форме: геометрическая, не геометрическая
-По наличию симметричности; симметричная, асимметричная;
-По способу изготовлению деталей: резанная, рваная;
-По степени прилегания к основе: плоская, объемная;
-По количеству деталей: целая силуэтная, раздробленная на части, мозаика;
-По способу крепления деталей: однослойная, многослойная.
Различные виды аппликации имеют разную сложность и могут использоваться в работе с детьми с различным уровнем интеллектуального развития, развития мелкой моторики. В частности, для детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и ручных умений, занятия по декоративно-прикладному искусству могут быть начаты с изготовления изделий в технике рваной (обрывной) аппликации. Ребенок с минимальным спектром ручных умений в этом случае уже на первых занятиях оказывается в «ситуации успеха», что мотивирует его к дальнейшим занятиям декоративно-прикладным искусством и способствует формированию положительной самооценки. Наличие множества видов аппликации создает возможность большой вариативности проведения занятий и возможность эффективного участия в работе детей с различным уровнем развития ручных умений. Для детей с низким уровнем развития мелкой моторики, наряду с занятиями рваной аппликацией применяются занятия объемной аппликацией. По мере возрастания уровня развития мелкой моторики занятия рваной и объемной аппликацией дополняются резаной аппликацией, аппликацией из разнообразных природных материалов, текстильной аппликацией.
В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать, что немаловажно для обучающихся с ОВЗ. Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца.
В своей работе с детьми мне нравится использовать обрывную аппликацию, аппликацию из круп, аппликацию из засушенных листьев.
Таким образом, благодаря разнообразию видов и уровней сложности аппликации, всегда остается интересной для детей с ОВЗ и мотивирует их на дальнейшее участие в занятиях декоративно-прикладным искусством.