Наталия Гализеева
Актуальные проблемы развития и воспитания детей в возрасте от 0 до 3 лет
▼ Скачать
МКДОУ «Куртамышский детский сад №4»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на совещание руководителей МКДОУ
«Актуальные проблемы
развития и воспитания детей
в возрасте от 0 до 3 лет»
Подготовила:
воспитатель Гализеева Н. А.
2018 г.
Публикация «Актуальные проблемы развития и воспитания детей в возрасте от 0 до 3 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность данной темы.
Набрав в 2017 году группу детей в возрасте 1,5 – 2 лет столкнулась с такими проблемами, как низкий уровень речевого развития, уровень самообслуживания не соответствует возрастной норме, мало детей с высоким уровнем адаптации (2 реб. – 12%, а основная масса со средним (10 чел. – 59%) и низким (5 дет. – 29%) уровнем адаптации.
Чтобы решить эти проблемы стараюсь найти подход к каждому ребенку, использую игры коммуникативной направленности. После установления взаимоотношений доверительного характера начинаю работать над развитием речи.
Провожу индивидуальные и групповые беседы по картинкам, использую различные дидактические игры, особый интерес у детей вызывают игры, созданные из подручного материала: «Занимательные ведерки», «Собери бусы», «Веселые прищепки», «Чудесный мешочек» и др.
Так как сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи, мною было проведено родительское собрание в форме мастер-класса по теме ««Сенсорное развитие ребенка», на котором я познакомила родителей с влиянием сенсорики на развитие речи, с дидактическими играми, которые я использую в своей работе, и провела мастер-класс по изготовлению таких игр.
Индивидуальную работу в течение года направляю на совершенствование звуковой стороны речи, развитие фонематического слуха, интонационной выразительности речи. Родителям рекомендую выполнять с детьми артикуляционную гимнастику; больше общаться, читать, рассматривать иллюстрации к произведениям и беседовать по их содержанию.
В ходе режимных процессов в первую очередь решаю здоровьесберегающие задачи: вовремя накормить детей, уложить спать, погулять с ними.
В группе, для обучения и закрепления навыков самообслуживания при проведении режимных процессов, у детей воспитываю навыки культуры поведения: учу не шуметь за столом, не мешать товарищам, не выходить из-за стола с непрожеванной пищей во рту; пользоваться только личными вещами (полотенце, носовой платок и т. п., знать свое место за столом, свою кровать. Малыши еще не в состоянии осмыслить многие правила и нормы поведения, но в дальнейшем они будут стараться поступать в соответствии с ними.
Для закрепления новых навыков использую игру, например, во время кормления куклы нужно вытирать ей рот салфеткой, при укладывании куклы спать – напоминать малышу, в какой последовательности снимают одежду.
Овладевая первыми навыкам самостоятельности, аккуратности и опрятности при самообслуживании, ребенок становится инициативным, уверенным.
В процессе обучения навыкам самообслуживания открываются широкие возможности для развития внимания, памяти, мышления детей. Следует обогащать их знания об окружающем мире, расширять объем пассивного и активного словаря. С этой целью предлагаю детям сравнить одежду и обувь друг друга (по цвету, величине, обогащая тактильные ощущения, погладить шубу, шерстяную варежку; объясняю малышам, чем отличается зимняя и летняя одежда. Во время обеда можно спросить у детей, как называется первое блюдо, вместе выяснить, из чего оно приготовлено, что они едят с котлетой, уточнить вкусовые ощущения по поводу третьего блюда; пояснить, для чего нужна чайная ложка, блюдце и др.
Каждый режимный процесс – это определенного вида ритуал, цепочка необходимых действий, которые должны проводиться одно за другим в четкой последовательности, иначе нельзя достичь результата. Например, чтобы вымыть руки, ребенок с помощью взрослого засучивает рукава, затем подставляет руки под струю воды, учится намыливать их. Показываю, как круговыми движениями намыливать руки мылом, а потом тщательно смывать его. Затем ребенок под контролем взрослого снимает с крючка свое полотенце, с помощью воспитателя учится насухо вытирать руки, вешать полотенце на место. Так воспитывается самостоятельность и аккуратность малышей.
Обучение действиям по самообслуживанию – трудоемкий процесс, который занимает не одну неделю и даже не один месяц. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и др
Положительное влияние на процесс усвоения детьми программного материала оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности.
Поэтому для закрепления навыков самообслуживания прошу родителей также поддерживать режимные процессы у себя дома. Так как дети еще маленькие одного взаимодействия с воспитателем им недостаточно. Основными воспитателями все же являются родители, мы только оказываем необходимую помощь в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Воспитатели в наши дни сталкиваются с множеством различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях обучения. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей. Вместе с тем значительное сокращение ясельных групп в дошкольных учреждениях в 90-е годы ХХ века сказалось на практике работы с детьми раннего возраста. Например, значительно уменьшилось количество научной и методической литературы, раскрывающей специфику организации педагогического процесса с детьми до 3-х лет; не обогащалась материальная база дошкольных учреждений пособиями и необходимым оборудованием для работы в ясельных группах. Подавляющая часть развивающих программ, разработанных в последние годы, рассчитаны на работу с детьми 4 лет и старше. Поэтому сегодня следует говорить не о развитии системы раннего образования, а о его возрождении, необходимости создания новых программ, методических пособий, подготовки квалифицированных кадров, способных за короткое время решить проблему научной организации процесса развития и обучения детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике.