Светлана Маркитанова
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.
Публикация «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Интегрированное занятие – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Интеграция содержания работы по речевому развитию дошкольников позволяет создать такую модель организации педагогического процесса, где ребёнок постигает базовые категории родного языка с различных точек зрения, через интеграцию образовательных областей.
Интегрированная образовательная деятельность не имеет чёткой структуры, но имеет отличительные особенности, которые необходимо помнить и соблюдать:
- необходима предельная чёткость, компактность, небольшая информативность учебного процесса,
- логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов,
- свободное размещение наглядного материала,
- привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Пути реализации интегрированного обучения:
• Создание условий - материальная база, предметно-пространственная развивающая среда, программное обеспечение;
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;
• Просвещение родителей по речевому направлению;
• Установление преемственности со школой, связь с социокультурными учреждениями города в области речевого развития.
Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.
Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе.
Интегрированное обучение более результативно, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию задач, охватывающих различные стороны речевого развития, у дошкольников проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного речевого опыта.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
В основе работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста лежит комплексный, интегрированный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития. Интегрированный подход – соединения знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняющих друг друга, для решения несколько задач развития.
Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия. Занятие включает в себя следующие этапы:
1. Пальчиковая гимнастика,
2. Дыхательная гимнастика,
3. Артикуляционная гимнастика,
4. Логоритмика,
5. Дидактическая игра.
6. Презентация, мультфильм или компьютерная игра
Данная последовательность не является случайной, а построена по принципу усложнения каждого последующего этапа, а также смены вида деятельности, для поддержания концентрации внимания и заинтересованности детей.
Неотъемлемым элементом программы является построение всего процесса как увлекательной игры. Таким образом, мы используем игровые технологии в занятиях по развитию речи. Игра – это ведущий вид деятельности для дошкольника. Неисчислимы знания, умения, ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.
Подбор игрушек и пособий, приемы руководства игрой, виды и формы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3- 4-летним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.
Благоприятные условия для широкой практики и развития детской игры создаются в театрализованной деятельности. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается диалогическая речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
А значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Едем, едем, к бабе с дедом…», "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.
Подражание движениями рук, игры с пальцами (пальчиковая гимнастика) стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Мы всегда должны помнить, что в дошкольном возрасте лучшее занятие – это то, которое организовано так, чтобы ребенок не догадывался, что он учится.
Вся работа, проводимая нами с детьми – это подгрупповые, индивидуальные и игровые формы обучения, пересказывание знакомых сказок, рассматривание сюжетных картин, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, инсценировки и драматизации, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.
Литература:
1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Издательство: ТЦ Сфера, 2008 г., 128 с.
2. Смирнов Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. М. : АРКТИ, 2008. — 288 с.
3. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Педагогика, 1978. - 304с.