Получи документы

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Светлана Маркитанова
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.

Публикация «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Интегрированное занятие – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интеграция содержания работы по речевому развитию дошкольников позволяет создать такую модель организации педагогического процесса, где ребёнок постигает базовые категории родного языка с различных точек зрения, через интеграцию образовательных областей.

Интегрированная образовательная деятельность не имеет чёткой структуры, но имеет отличительные особенности, которые необходимо помнить и соблюдать:

- необходима предельная чёткость, компактность, небольшая информативность учебного процесса,

- логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов,

- свободное размещение наглядного материала,

- привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.

Пути реализации интегрированного обучения:

• Создание условий - материальная база, предметно-пространственная развивающая среда, программное обеспечение;

• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами;

• Просвещение родителей по речевому направлению;

• Установление преемственности со школой, связь с социокультурными учреждениями города в области речевого развития.

Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память. Интегрированное занятие также предполагает обязательное развитие творческой активности воспитанников. Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда проводятся в системе.

Интегрированное обучение более результативно, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию задач, охватывающих различные стороны речевого развития, у дошкольников проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного речевого опыта.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

В основе работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста лежит комплексный, интегрированный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития. Интегрированный подход – соединения знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняющих друг друга, для решения несколько задач развития.

Одной из основных форм осуществления интегративного подхода в дошкольном учреждении являются интегрированные занятия. Занятие включает в себя следующие этапы:

1. Пальчиковая гимнастика,

2. Дыхательная гимнастика,

3. Артикуляционная гимнастика,

4. Логоритмика,

5. Дидактическая игра.

6. Презентация, мультфильм или компьютерная игра

Данная последовательность не является случайной, а построена по принципу усложнения каждого последующего этапа, а также смены вида деятельности, для поддержания концентрации внимания и заинтересованности детей.

Неотъемлемым элементом программы является построение всего процесса как увлекательной игры. Таким образом, мы используем игровые технологии в занятиях по развитию речи. Игра – это ведущий вид деятельности для дошкольника. Неисчислимы знания, умения, ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя — языка. Игру детей мы должны в первую очередь приспособить к интересам развития их языка.

Подбор игрушек и пособий, приемы руководства игрой, виды и формы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы и усвоены воспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3- 4-летним детям трудно. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.

Благоприятные условия для широкой практики и развития детской игры создаются в театрализованной деятельности. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается диалогическая речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

А значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Едем, едем, к бабе с дедом…», "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Подражание движениями рук, игры с пальцами (пальчиковая гимнастика) стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Мы всегда должны помнить, что в дошкольном возрасте лучшее занятие – это то, которое организовано так, чтобы ребенок не догадывался, что он учится.

Вся работа, проводимая нами с детьми – это подгрупповые, индивидуальные и игровые формы обучения, пересказывание знакомых сказок, рассматривание сюжетных картин, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, инсценировки и драматизации, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.

Литература:

1. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Издательство: ТЦ Сфера, 2008 г., 128 с.

2. Смирнов Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. М. : АРКТИ, 2008. — 288 с.

3. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Педагогика, 1978. - 304с.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 08:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Маркитанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД