Алена Мингалева
Активные формы методической работы с педагогами по введению ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовательном учреждении существует множество форм работы с педагогическим коллективом. Перестройка дошкольного образования принесла в дошкольные образовательные учреждения интересные формы работы. Но какие бы инновационные формы в работе не появлялись, педагогический совет остался одним из «трех китов» дошкольного образования.
Публикация «Активные формы методической работы с педагогами по введению ФГОС до» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Педсовет — это постоянно действующий и руководящий орган в учреждении для рассмотрения основополагающих вопросов дошкольного учреждения. Это высшая форма реализации принципа сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Педагогический совет помогает реализовывать годовые задачи, стоящие перед педагогическим коллективом (тематический педсовет, а также дает установку на начало учебного года (установочный педсовет) и позволяет подвести итоги работы педагогического коллектива за учебный год (итоговый педсовет).
Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использование в практике достижений педагогической науки и передового опыта.
Современный педагогический совет является полифункциональным (функции – лат., обязанность, круг деятельности, назначения).
Любое мероприятие требует серьезной подготовки, если мы хотим, чтобы оно прошло хорошо. Педсовет требует тщательной подготовки. Это способствует повышению качества педсовета и сокращает время его проведения. В его подготовке принимают участие, помимо руководителя и старшего воспитателя, опытные педагоги. Формулируется повестка дня и вырабатывается проект решения педсовета, который будет корректироваться на педсовете. При подготовке формируется цель заседания и определяется форма проведения педагогического совета.
Мы также используем алгоритм подготовки к педсовету: консультации, семинары, тематический контроль, анкетирование и другие формы методической работы.
Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому мы ее рассматриваем как важный фактор управления образовательным процессом. Однако, на базе нашего детского сада существовала реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являлись существенными проблемами. И пред нами встали вопросы: Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.
Активные формы методической работы
в общеобразовательном учреждении
В настоящее время, в связи с развитием в образовании деятельностных методов, все больше появляется активных форм методической работы. Вот некоторые из них:
• методические дискуссии и диспуты;
• педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры-имитации);
• моделирование педагогических ситуаций;
• олимпиады методических инновационных разработок НОД, воспитательных мероприятий;
• методические «мосты» (дистанционное общение в интернете,
• литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;
• аукцион методических разработок;
• методический КВН;
• конкурсные выставки методических разработок (НОД, воспитательных мероприятий) и др.
• конкурсы профессионального мастерства
Сегодня педагогическая игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».
Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры и подведение итогов.
На этапе конструирования игры нужно четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников (как правило, это группы учителей). Здесь же разрабатываются общие правила игры, которые должны быть предельно простыми.
Организационная подготовка конкретной игры включает:
• разъяснение участникам смысла игры;
• знакомство с общей программой и правилами;
• постановка перед исполнителями ролей конкретных задач;
• назначение экспертов, которые будут наблюдать ход игры, анализировать ситуации, давать им оценку;
• определение условий и длительности игры.
Ниже предлагаю конспект "Совей игры" с использованием ИКТ (приложение № 1).
Все педагоги не только готовились к педсовету, занимались самообразованием по заданной теме, повысили свои профессиональные компетенции, но и показали свое педагогическое мастерство и творчество, в этом мы видим деятельностный подход каждого педагога, что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам.
Таким образом, сущность использования активных форм работы состоит в следующем :
-в вовлеченности всех участников в процесс познания, обсуждения;
-организация рефлексии собственного опыта ;
-в возможности обмена знаниями, собственными идеями, способами деятельности, мнениями коллег;
-недопустимость доминирования как одного выступающего, так и одного мнения.
Литература:
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. Издательство «Детство – Пресс», 2009.
4. Елжова Н. В. Е 50 Тематические педсоветы в ДОУ : подготовка и проведение / Н. В. Елжова. — Ростов н/ Д : Феникс, 2012. — 216
5. Лукина Л. И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. Педсоветы в дошкольном образовательном учреждении/Сост. Жукова Р. А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
7. Сыромятникова Л. М. Педагогические советы в ДОУ. М. : планета, 2011.
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 9, 12 – 2008; № 3 – 2009; № 3, 12 – 2010.
9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»