Марина Наумова
Активные формы работы с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель этой статьи является поддержка родителей и членов семей, воспитывающих и обучающих ребенка с расстройством развития.
Когда рождается ребенок в семье – это счастье! Ребенок растет и развивается, родители не замечают явных отставаний. О том, что ребенок «особенный» родители, часто узнают при поступлении его в школу, или при обследовании на ПМПК. Это известие часто является для родных и близких, как «Гром среди ясного неба» и звучат для них как приговор. Психологи Р. Ф. Майрамян, О. К. Агавелян выделяют 4 фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребёнку. Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности. Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка. Четвёртая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям. Безусловно, что родителям нужна психологическая поддержка. Преодолеть сложный период поможет, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём. Семье, где растут такие дети, необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.
Публикация «Активные формы работы с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Рекомендации родителям детей с аутизмом.
• Родителям надо как можно раньше адаптировать ребенка в социуме.
• Научить ребенка бороться со своими страхами и эмоциями.
• Принимать ребенка таким, какой он есть, не стыдитесь его и помните, что аутизм – это расстройство развития ребенка, которое сохраняется на протяжении всей жизни и без поддержки близких людей ему в этом мире не выжить.
• Нельзя ставить планку, для «особенных» в достижении какой либо цели, так как результата быстрого не будет, для этого требуются годы.
• Нужно научиться радоваться небольшим достижениям. Постепенно ребенок все выучит и будет проявлять свои знания в жизни.
Рекомендации родителям детей ЗПР.
• Не предъявлять завышенного требования к ребенку, так как это может спровоцировать перегрузку, которая приведет к снижению работоспособности и заторможенности правильно выполнить поставленную задачу.
• Организация труда и отдыха.
• Давать больше самостоятельности в простых видах деятельности, в элементарных навыках обслуживания.
• Повышать самооценку ребенка, хвалить его за успехи, важно, что бы ребенок в себя поверил.
• Желательно проходить обследования у врача психоневролога, который поможет выявить признаки органического повреждения мозга и с помощью медикаментов поможет ребенку убрать излишнюю возбудимость или заторможенность, нормализует сон и активизирует работу клеток головного мозга.
Рекомендации родителям слабовидящего ребенка.
• Принимать ребенка таким, какой, но есть.
• Беседы, игры, чтение способствуют формированию коммуникативных навыков.
• Развивать обоняние, слух, тактильные ощущения они помогут адаптироваться ребенку в жизни.
Рекомендации родителям слабослышащего ребенка.
• Принимать ребенка таким, какой он есть.
• Для того, что бы ребенок нормально развивался ему нужно слухопротезирование, которое поможет ему познать мир звуков.
• Обучать ребенка чтению по губам, уделять внимания развитию речи. Ребенок должен смотреть на лицо, говорящего, и следить за движением его губ.
• Родителям нужно обучать ребенка играть с ним для этого дома должно быть много игрушек - пищалок, детские музыкальные инструменты.
• Необходимо знакомить ребенка постепенно со всеми предметами, которые издают звук. В раннем возрасте это разнообразные игрушки, в последующем это окружающие предметы – машина, телевизор, музыкальный центр и прочее.