Елена Исакова
Организация методической работы с педагогами ДОУ по эффективной подготовке к летнему периоду
▼ Скачать + Заказать документы
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив дошкольного учреждения. В помощь педагогам в методическом кабинете старший воспитатель подбирает необходимую справочную и методическую литературу, конспекты проведения досуга и развлечений, календарь летних народных праздников и т. д. Большую помощь воспитателям может оказать использование материала из опыта работы с детьми летом в предыдущие годы; специально составленная картотека подвижных, спортивных, строительно-конструктивных и дидактических игр с кратким описанием каждой из них; практические советы и методические рекомендации (например, Рекомендации по предупреждению детского травматизма в летний период).
Публикация «Организация методической работы с педагогами ДОУ по эффективной подготовке к летнему периоду» размещена в разделах
Данная работа должна соответствовать современным тенденциям развития образования, кроме того, она содержит авторские методики, разработанные для реализации в дошкольных образовательных учреждениях.
В процессе использования данных методических материалов по организации и проведению оздоровительной работы с детьми ожидаются следующие результаты:
- укрепление физического и психологического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- формирование и развитие положительных качеств личности детей;
- формирование творческой активности педагогов;
- полное удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении;
- сплочение педагогического коллектива.
Представленные и наработанные данные материалы могут быть использованы старшими воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей работе. Данные материалы могут быть использованы как в полном объеме, так и с внесением изменений, касающихся специфики учреждения, интересов и здоровья детей, возможностей педагогов.
На заключительном Педагогическом совете в мае следует ознакомить педагогов с основными целями работы ДОУ в летний период :
создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;
реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников;
осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
План летней работы детально обсуждается в коллективе детского сада, определяется роль каждого педагога в его выполнении. При этом учитываются пожелания и предложения воспитателей, специалистов, их творческие идеи, которые потом воплощаются в интересные мероприятия.
Содержательная часть.
Цели летней оздоровительной работы :
создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;
реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников;
осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период;
раскрытие и реализация творческого потенциала педагогов.
Задачами летней оздоровительной работы являются :
Развивающие:
- развитие мыслительных процессов дошкольников, памяти, умения рассуждать, делать умозаключения;
- развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности дошкольников.
Обучающие:
- расширение кругозора воспитанников;
- формирование первоначальных навыков охраны жизни и здоровья, основ безопасности.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе, к людям, животным;
- воспитывать чувство взаимовыручки, стремления оказывать помощь друг другу;
- воспитывать умение работать в команде, доброту, толерантность, коммуникабельность;
- формировать положительные качества личности детей, нравственного и культурного поведения.
В ходе реализации намеченного плана деятельности по летнему оздоровительному периоду целесообразно использование следующих методических приемов : беседа, игровые моменты, вопросы, использование наглядно-дидактических материалов, оздоровительные минутки, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические, сюжетно-ролевые и спортивные игры, показ упражнений и действий, художественное слово,загадывание загадок, двигательные упражнения, познавательная деятельность с оздоровительной направленностью, дыхательные упражнения, исследовательские действия.
Формы работы :
- экскурсии, туристические прогулки,
- физкультурный и музыкальные досуги,
- викторины, тематические досуги, театрализованные представления, смотры и конкурсы,
- спортивные праздники, дни здоровья, соревнования,
- тематические досуги, театрализованные представления, смотры и конкурсы,
- летние праздники. Одним из таких праздников является День независимости России – 12 июня. В этот день можно организовать выставку рисунков «Я живу в России», играть в народные игры, знакомить детей с разнообразными фольклорными жанрами (сказками, песнями, загадками, считалками). Настоящий клад для организации летнего досуга – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам народной культуры, развивают их национальное самосознание. Богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в детском учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме. Во время праздников дети принимают участие в играх, танцах, эстафетах, аттракционах, все вместе поют песни, читают стихи, отгадывают загадки, приобщаются к культурному наследию общества. Такие праздники, как «Международный день защиты детей», «День Нептуна», «Праздник Ивана Купалы», должны стать традиционными;
- игровые минутки. Во время игровых минуток дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр как «Белочка с орехами», «Водонос», «Водочерпалка», «Каратица». У старших детей большой интерес вызывают лото, шашки, шахматы. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащает детский досуг;
- игры-путешествия. Последовательное посещение детьми различных точек на заранее подготовленном маршруте. Сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей. На маршруте необходимо организовать остановку, где детям будут предлагаться различные задания и игры. Важным является то, что игры-путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний. Можно проводить следующие игры-путешествия: «Прогулка в лес», «Посещение музея». На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-положительного отношения к ней,
- творческие площадки. При организации творческих площадок на участке создается несколько мастерских: в одном месте дети рисуют, в другом – складывают оригами, в третьем – лепят. Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности. По возможности мастерскую можно украсить – повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки. Дети могут принять участие в любой, заинтересовавшей их мастерской. Кто-то пробует себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничиться одним. Детям младшего возраста потребуется помощь взрослых, которые будут сопровождать их и помогут выбрать занятие по душе,
- проектная деятельность. Метод проектов охватывает деятельность воспитателей, детей и родителей, координирует и регулирует их действия по обозначенной проблеме. Проекты способствуют не только интеллектуальному, физическому и художественному воспитанию детей, но и развивают коммуникативные навыки.
Оборудование:
Техническое: магнитофон, диски, кассеты, компьютер, мультимедийное оборудование;
Наглядное: наглядно-дидактические пособия (плакаты, карточки, картины, книги, гербарий;
Спортивное: мячи, скакалки, обручи, веревки, кубики и т. д.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, акцент делается на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность.
Главное – вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.
Примерная тематика:
1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми :
Вариативность утренних гимнастик на данный период
Организация подвижных игр
Проведение праздников и досугов
Игры для похода или прогулки в лес
2. Мир природы:
Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т. д.)
Природа края, в котором мы живём
Организация работы в цветнике и огороде
Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
Требования к проведению экскурсий
Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями
3. Игра:
Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
Организация разных видов игровой деятельности в летний период
4. Художественно-изобразительная деятельность:
Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
Развитие детского творчества
5. Летние праздники и досуги :
Знакомим детей с русскими народными праздниками
Основные требования в организации праздника
Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей:
Инструктажи
Изучаем правила пожарной безопасности
Организация работы «Внимание дорога»
7. Краеведение:
Проведение экскурсий к памятным местам
Тематика конкурсов детского творчества
8. Организация работы с родителями :
Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)