Валентина Зайцева
Эссе «Активные формы работы в ДОУ с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывая детей, нынешние родители
воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира. Макаренко А. С. |
Публикация «Эссе „Активные формы работы в ДОУ с родителями воспитанников“» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет высокие требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
Одним из таких требований является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.
Как же выстроить и спланировать работу с семьей, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы?
Я считаю, что детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ должна решаться в следующих направлениях:
1. Система новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Эту работу необходимо начинать работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Только определив тип семьи воспитанника, можно искать правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Основной целью всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй должно быть установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Помимо традиционных форм, следует использовать в работе с родителями инновационные технологии, которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок с привлечением семей воспитанников.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий я выбрала метод семейных проектов.
Учитывая то, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметными, в более старшем возрасте, я считаю, что познавательно-речевое развитие детей может и должно быть реализовано в условиях проектной деятельности.
Я считаю, что внедрение и реализации метода проектов расширит образовательное пространство, придаст ему новые формы, даст возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка,
заложит позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволит использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Я считаю, технология проектирования позволяет изменить стиль работы с детьми : повышает детскую самостоятельность, любознательность, развивает у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее, помогает ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлекает родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Таким образом, на современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.