Елена Крамарова
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования активных методов обучения в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
1. Теоретические основы активности личности в обучении и активных методов обучения.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Публикация «Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования активных методов обучения в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Работая с учениками разного возраста, нам приходится сталкиваться с такими проблемами как:
-низкая учебная мотивация
-неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой;
-отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.
И для решения этих проблем, получения ученика с нужными сформированными компетенциями, нужны такие методы обучения, применение которых будет эффективным, обеспечит формирование УУД учащихся и даст положительные результаты.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только тогда, когда мы говорим и участвуем в
реальной деятельности, мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
2. Концептуальные позиции активных методов обучения.
Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена :
-на взаимное обогащение учащихся в группе;
-организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
-распределение начальных действий и операций;
-коммуникацию, общение, распределение, обмен и взаимопонимание;
-обмен способов действия для решения проблемы;
-взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
-рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
3. Характеристика основных активных методов обучения.
Активные методы обучения на разных этапах урока.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. Они помогают развить мотивацию к обучению, учат учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные навыки.
Активные методы обучения подразделяются на :
- методы начала урока;
- методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
- методы презентации учебного материала;
- методы организации самостоятельной работы;
- методы релаксации;
- методы подведения итогов.
1. Методы начала урока.
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайтесь ладошками», «Карусель». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание на уроке благоприятного психологического климата. Поэтому каждый урок желательно начинать с создания у детей благоприятного настроя. Для этого можно использовать рифмованное начало урока. Целесообразно применять эпиграф к уроку, пословицы, поговорки.
Для развития мотивации обучения способствует создание ситуации успеха.
В начале урока это могут быть притчи, мультипликационные ролики, главная идея которых заключается в том, чтобы дети поверили в свои силы на каждом этапе урока.
Как вы понимаете основную мысль текста - ролика?
Как она нам поможет на уроке?
2. Очень важны активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений.
Такой метод, как «Фруктовый сад» позволяет учителю лучше понять каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Метод заключаются в следующем. Учащимся раздаются вырезанные из бумаги яблоки (ожидания) и лимоны (опасения) и предлагается попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, чего опасаются, записать и прикрепить на определенное дерево: яблоня и лимонное дерево. После выполнения подводятся итоги выяснения ожиданий и опасений.
Использовать таблицу ЗХУ (Знаю, Хочу узнать, Узнал) учащийся заполняет каждую графу, в течении всего урока. Тем самым у учащихся развивается интерес к углубленному изучению материала.
Мозговой штурм (мозговая атака - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- творческое усвоение школьниками учебного материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:
- определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;
- планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
- подбор вопросов для разминки;
- разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.
3. В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. На этапе внедрения и осмысления можно использовать активный метод критического мышления «Кластер». Слово «кластер» в переводе означает «пучок». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
4. При организации самостоятельной работы применение активных методов позволяют выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».
Пример: «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся
5. Релаксация на уроке необходима, чтобы активно расслабиться, восстановить энергию. Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения. Примерами могут служить упражнения «Снежинки», «Порхание бабочки».
6. На этапе обобщения знаний можно использовать написание синквейна,
нерифмованного стихотворения, состоящего из пяти строчек. Активные методы подведения итогов : «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг», игра «Вопрос – ответ».
Полезно использовать на уроках коллективные формы работы. Групповая работа, работа в парах оживляют педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции, коллажи и т. д. Очень любят мои ученики создавать коллективную сказку (орфографические, математические, о явлениях природы, сочинять считалки, двустишья, четверостишья.
Метод «Круглый стол» мы чаще используем при обобщении материала. На уроке чтения мы проводим урок-обсуждение. Используется приём «Сочинение от имени героя», в котором обобщается изученное произведение.
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для моих учащихся, но и для меня.
Активные методы обучения – это, прежде всего, успех. Успех наших учеников- наш успех.
Никогда нельзя сравнивать успех ребёнка с чужим успехом. Каждый человек уникален, поэтому успех каждого тоже уникален.
В одной известной притче говорится: «Учитель - ты будешь бессмертен, потому что продолжишь свою жизнь в своих учениках».