Мария Маслеева
Активизация музыкально-творческих проявлений у детей дошкольного возраста 5–6 лет на уроках сольфеджио
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Тема музыкального воспитания детей дошкольного возраста была и остается актуальной. Уже признано и доказано учеными, что обучение детей музыкальному воспитанию следует начинать с раннего возраста, до 10 лет. Учащиеся с музыкальной подготовкой показывают лучшие знания по общим предметам, чем те, кто никогда не занимался музыкой. Дети, слушающие классическую музыку менее агрессивны, более уверены в себе и окружающей обстановке. Музыкально образованные дети сохраняют свои способности и для взрослой жизни. В детские дошкольные учреждения приходят маленькие дети, они на музыкальных занятиях получают первые навыки музыкального воспитания. Обучаясь в подготовительных классах музыкальных школ и школ искусств, «организованные» дети более свободны в общении, легко идут на контакт. А те дети, которые не посещают детские дошкольные учреждения, как правило, замкнуты, не знают детских песен, игр, им тяжело общаться в коллективе. Некоторые преподаватели не могут заниматься с детьми дошкольного возраста, т. к. этот контингент требует особого подхода, и нужны знания и умения, чтобы понимать психологию ребенка 5-6 летнего возраста. Это не просто. А начинающие преподаватели порой затрудняются и в подборе материала.
Публикация «Активизация музыкально-творческих проявлений у детей дошкольного возраста 5–6 лет на уроках сольфеджио» размещена в разделах
Цель данной работы – показать, как можно начать и осуществить учебный процесс, какие примерные модели можно применять в своей работе, чтобы заинтересовать детей, привить любовь к музыкальному искусству. Как на простых примерах быстро научить коллективному пению, музицированию, применяя игровые приемы на начальном этапе обучения.
Игровые приемы на начальном этапе обучения.
Введение в урок сольфеджио. Знакомство с понятием «Звук».
«Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», – так утверждали древние мудрецы. Преподаватель обращается к учащимся: «Вслушайтесь в дождь, как он льет сегодня». И они вслушиваются. А потом каждый предлагает свой способ подражания звукам дождя: можно пальцами часто и негромко барабанить по парте – это напомнит звуки капель, падающих по крыше и т. д. Все это дети сами пробуют сделать, пробуют коллективно. Дождь может быть спокойным или сильным. Нетрудно изобразить и ветер, подуть губами. Преподаватель продолжает свой рассказ: «Ну вот, пришел вечер, затих ветер, успокоился дождь, на небе засверкали тысячи звезд. Когда всматриваешься – вслушиваешься в них, кажется, что они звучат, как прекрасная сказочная музыка. Закройте глаза, сосредоточьтесь и представьте себе небо, усыпанное звездами!». Дети все это выполняют. А затем выясняется, что музыку звезд лучше всего изобразить на металлофонах и треугольниках. И ученики только ждут, когда учитель направит их. Когда вступать, кому играть. Педагог может предложить побывать ученикам в его роли и предоставляет им эту возможность. Так, через игровые приемы, преподаватель начинает введение в такой обычно «нелюбимый» предмет как сольфеджио. Казалось, и без того не хватает времени для развития слуха, изучения нотной грамоты и пр. Но стоит серьезно во все это вдуматься и самому попробовать так проводить уроки, как убеждаешься, что именно такой путь – путь, стимулирующий творчество, фантазию и поиски, – один из самых эффективных: он учит детей мыслить, познавать подлинные истоки музыки, ее выразительную силу и взаимосвязь с окружающей жизнью.
Русский композитор и педагог Н. Римский-Корсаков называл сольфеджио «гимнастикой слуха». На начальном этапе обучения нужно помнить, что предмет сольфеджио – это не обычная дисциплина, а комплексное музыкальное развитие ребенка в целом.
Одна из задач подобных занятий – дать детям как можно больше музыкальных впечатлений при самых скромных и элементарных средствах исполнения. Но основная цель – обратить внимание на воспитательную силу музыки и музицирования. В любой модели необходимо различать ее содержание (т. е. что она выражает) и ее форму (т. е. способы и приемы, с помощью которых оно выражено).
Всюду и везде – в повседневной жизни мы получаем массу знаний и сведений. И этот «бесконечный поток информации» приучил нас все и вся воспринимать поверхностно, и мы нередко равнодушно проходим мимо самых чудесных и прекрасных явлений. Почему? Потому что знания эти преподносятся нам сухо. Но стоит детям преподнести информацию эмоционально и облечь в художественную форму, как они начинают вслушиваться и находить красоту там, где с первого взгляда ее не замечали.
2. Активизация музыкально-творческих проявлений.
Существует множество методик именитых педагогов, но из массы методической литературы надо отбирать только тот материал, который будет «работать» и который поможет вам в обучении детей и даст результат.
Можно начать урок с игры «Что у кого внутри» из сборника Т. Боровик (стихи О. Вациетис):
Дети раскрепощаются мгновенно.
Также можно использовать ряд эффективных моделей, к описанию которых мы обратимся:
Модель 1. Организация контакта с детьми. Игра «День и Ночь» (по методике Т. Боровик).
Дети (стоя) руки поднимают вверх и поют самые высокие звуки: «тянутся к солнышку». Затем опускают руки и присаживаются на корточки. Поют низкие звуки: «солнышко село, на Землю опустилась ночь». Затем выполняют голосом глиссандо от низкого звука к высокому, и, наоборот, с выученными движениями. И конечная цель – выстраивание унисона. Например – на звуке «соль».
Цель упражнения: подготовка голосового аппарата к пению (разогрев связок, развитие диапазона голоса, распределение дыхания, выстраивание интонационного слуха, знакомство с высотой звука, регистрами.
• Модель 2. Коллективное разучивание попевки с элементами ролевой игры.
Детская песня “Андрей-воробей”
Разучиваем первый куплет коллективно с точным ритмом. Для точности исполнения ритма используется жест «погрозить указательным пальчиком» Поем сначала на одном звуке («ми» - «соль»). Затем я даю задание: спеть сердито, ласково и т. д. Второе задание: придумать каждому свою роль (сестренка, папа, мама). Можно задать интервал восходящий или нисходящий (например: ч. 4 на звуках «ре-соль») – дети поют индивидуально.
Цель упражнения: добиться точного исполнения ритма, учиться сливать свой голос в общий унисон, передавать различный характер при помощи интонаций, развивать образное мышление.
В методической разработке по развитию музыкального слуха и творческих способностей детей Г. Шатковского есть сказка «Андрей-воробей», сочиненная Сашей Петрожицким (6 лет). Опираясь на этот материал, можно дать задание детям сочинить свою сказочку и сыграть ее на фортепиано.
Модель 3. Сочинение куплетов песни в процессе исполнения.
Песня «Ёжики», музыка А. Березняк (из учебного пособия для учащихся подготовительных групп «По ступенькам музыкальных знаний» Б. Цейтлин).
Детям предлагается повторить вместе со мной первый куплет песни «Ёжики»: «До, ре, ми, до, ре, ми, ко мне ежики пришли. А я ежиков люблю, молочка я им налью». А затем предлагаю спеть «про белочку» и задаю вопрос детям: «Чем мы будем ее кормить?» Дети активно включаются в работу, предлагают свои варианты. Поем 2-ой куплет. После 3-го куплета, предложенного мною «про козочку», дети сами хотят «сочинять». Они называют своих зверей, придумывают, чем будут их кормить. Можно исполнить песню различными вариантами. Первый вариант: куплет исполняется коллективно. Второй вариант: первое предложение поют все дети, а «сочинивший» поет второе предложение (соло). Каждый куплет исполняется, как распевка в подвижном темпе (от звука «до» вверх по полутонам). Еще я предлагаю детям изображать персонаж во время исполнения. Дети показывают руками у зайчика ушки, у ежика колючки (произвольно) и т. д. Они делают движения на каждую долю такта. Задаю домашнее задание: нарисовать понравившийся сюжет (куплет) песенки. На последующих уроках дети поют песенку по своим рисункам в произвольном порядке. Цель упражнения: активизация творческого мышления, воображения, развитие чистоты интонирования, внимания, памяти, чувства метра, дать возможность каждому ребенку проявить себя.
• Модель 4. Разучивание песни со словами и работа с ритмом в процессе ее исполнения.
Песня «Поиграем в эхо»(музыка и слова С. Беляева (из методических материалов преподавателей Екатеринбурга – песни и игры для детей дошкольного возраста для вокально-интонационной работы). Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».
Рекомендации автора: педагог исполняет песню. Дети изображают эхо, повторяя всю фразу педагога или ее часть или выполняя по его просьбе различные движения. Можно добавить еще варианты исполнения песни, каждый раз, немного усложняя задачи. Дети делятся на две группы и встают напротив друг друга на большом расстоянии и поют самостоятельно. А затем за педагогом уже поют «двойное» эхо. Повторяют фразы поочередно группами. Любимое место детей в этой песне на словах «А теперь похлопаем», а особенно «А теперь потопаем». Я хлопаю разные варианты ритма, дети повторяют, затем топаем в том же порядке. Цель упражнения: добиваться чистоты интонирования, активизировать внимание детей, научить их слушать ПАУЗУ, развивать чувство ритма.
• Модель 5. Совмещение пения с игрой на детских шумовых инструментах.
Песня “Чей там стук?” Музыка и слова С. Беляева.
Рекомендации автора: педагог и дети исполняют песню. В этой песенке-игре с вопросом «Кто ты?» педагог обращается по очереди к каждому ребенку. Свои имена дети поют на звуках, услышанных ими в вопросе, или импровизируют другую мелодию. Педагог каждому ребенку раздает детские инструменты. Дети сидят на стульях. На словах «Тук-тук» дети поют вместе с преподавателем и играют на инструментах. В момент вопроса ребенок встает, затем поет свое имя одновременно с игрой на инструменте. Варьируем текст. Простые имена, например, Ма-ша, заменяем на Ма-шень-ка, а если имена повторяются – на «тоже Маша», тем самым непринужденно усложняя и изменяя ритм. Цель упражнения: развивать творческие способности, внимание, вокально-интонационные навыки, чувство метроритма, координацию движений.
• Модель 6. Коллективное музицирование (шумовой оркестр) с определенными задачами: точной пульсацией и ритмическими группами.
И. Гайдн. Анданте (отрывок из симфонии)
Можно показать портрет Й. Гайдна и рассказать кратко в общих чертах о композиторе и его оркестре. Акцентировать внимание на характере композитора и исполняю отрывок пьесы. Дети находятся рядом с инструментом. Это у них вызывает больший интерес. Затем рассказать о том, что у композитора в оркестре играли не только взрослые, но и дети. И сейчас мы тоже попробуем создать свой оркестр и исполнить музыку Гайдна. Главная задача, чтобы дети исполнили четко свою партию. Сначала нужно объяснить, что такое пульс. Представить вместе с детьми ровное тиканье часов, биение сердца. Дети должны «проверить все это на себе». Затем можно начинать «игру». Сначала представить себя «петушками» и махать воображаемыми крыльями под музыку, показывая сильную долю такта – пульс. Затем представить себя «курочками» и хлопками изобразить ритм, под музыку прохлопать ритмический рисунок. Целесообразно использовать прием подтекстовки (это облегчает задачу справиться с ритмическими трудностями, маленьким детям намного легче запомнить и правильно исполнить ритм. После такой «репетиции» – разделить детей на две команды. Первая команда – «петушки», выбирают бубны, а вторая команда – «курочки», шумовые яйца-шейкеры. Под музыку те и другие «проигрывают» свои партии. Затем все вместе. Получается двухголосная ритмическая партитура. Как правило, дети справляются с задачей хорошо. Цель упражнения: освоение метра и ритма через музыкальный образ в процессе игры на музыкальных инструментах, знакомство с творчеством композитора-классика, расширение кругозора.
•
Модель 7. Коллективное музицирование. Импровизация.
«Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» (музыка Е. Крылатова).
Дети слушают пьесу в исполнении педагога. Обсуждается характер пьесы, жанр. Дети сами рассказывают, что они представляют. Звездное небо, океан, тихую спокойную ночь, сверкающий снег. Выбирают музыкальные инструменты. Отдают предпочтение треугольнику, бубенцам и металлофону. Я показываю, как исполнять глиссандо на металлофоне. Каждый сначала хорошо «знакомится» со своим инструментом. Играю вступление и исполняю пьесу, а дети импровизируют в характере на своих инструментах, при исполнении получается своеобразный музыкальный фон. Как оказалось – такое импровизированное музицирование – самое любимое занятие. Дети слушали музыку и старались передать своей игрой конкретный образ, создаваемый непосредственно в процессе исполнения, не хаотично, а выдерживая темп, попадая в сильную долю такта, сливаясь в общий ансамбль. Цель упражнения: проявление творческих навыков в процессе игры на музыкальных инструментах, развитие образного мышления, самовыражения, умение слушать музыку, свой инструмент, передавать характер пьесы, сливаться в общий ансамбль.
Заключение.
О важной роли музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
«Музыка полезна для детей», - как говорил Гордон Шоу, профессор физики при Калифорнийском Университете. Обучаясь игре на музыкальном инструменте, дети учатся рассуждать и мыслить. Согласно исследованию, опубликованному в феврале 1997 года, музыкальное воспитание, особенно в дошкольный период, способствуют позитивному развитию мозга ребенка, включая способность к абстрактному мышлению. Эта способность очень важна для всего процесса образования в будущем и изучения таких предметов, как математика, естественные науки, а также игры в шахматы и усвоения сложных технических устройств. Ученые установили, что дети слушающие музыку Моцарта, Гайдна, Шуберта, т. е. классическую музыку менее агрессивны, более уверены в себе и окружающей обстановке, у них увеличивается способность к концентрации. Большая часть исполнителей высокого уровня начинала занятия музыкой в возрасте до 10 лет. Новые исследования показывают, что ранние музыкальные уроки помогают создавать и поддерживать определенные связи в головном мозге ребенка, которые в ином случае просто бы не сформировались. Давно известно, что музыкально образованные дети сохраняют свои способности и для взрослой жизни. Поэтому очень важно воодушевлять детей музыкой.
Список литературы.
1. Абелян Л. Забавное сольфеджио (Учеб. пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., Композитор, 1992.
2. Алексеева Л. Музыкальная азбука 1 класс (Учебник-тетрадь, МГК им. П. И. Чайковского, 2000.
3. Белованова М. Музыкальный учебник для детей из серии «Мир вашего ребенка» (сборник для детей 5-7 лет, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2004.
4. Боровик Г. Звуки, ритмы и слова(I часть, Минск, Книжный дом, 1999.
5. Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», М., Либерея-Бибинформ, 2003 – 2004.
6. Интернет-ресурс: материалы сайта babiesonline.com и Steinway.com.
7. Кононова Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, М., Просвещение, 1990.
8. Королева Е. «Музыка в сказках, стихах и картинках» (Книга для учащихся и учителей, М., Просвещение, 1994.
9. Минина Н. Давайте поиграем (Музыкальный альбом-раскраска, М., Композитор, 1993.
10. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей (Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, Академия развития, 1997.
11. Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ, М., Музыка, 1998.
12. Нестерова И., Селиверстова Н. Ребятам о зверятах, песенки в сопровождении фортепиано, СПб., Композитор, 1998.
13. Цейтлин Б. По ступенькам музыкальных знаний (Учебное пособие для учащихся подготовительных групп, 1994.
14. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха, М., Музыка, 1996.